Основные международные договоры и конвенции, регулирующие вопросы транспортной логистики при водных перевозках

Источники международного права, относящиеся к вопросам логистики: международные договоры и соглашения; резолюции международных организаций по вопросам, связанным с логистическими операциями; национальное законодательство стран; судебная и арбитражная практика; обычаи стран; доктрины разных государств.

Кроме международных соглашений и конвенций, большое количество международных договоров, касающихся доставки товаров, заключаются на двух- или многосторонней основе.

Характерная особенность правового регулирования доставки товаров в международной торговле заключается в том, что основные вопросы решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия транспортировки и других, связанных с доставкой товаров операций. Как правило, такие соглашения содержат требования к перевозочным документам, определяют нормы приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков.

При отсутствии единообразных международных правовых норм обращаются к нормам национального законодательства.

Подлежащее к применению право может быть указано, например, в транспортных документах, выдаваемых перевозчиками.

Россия – участница многих международных конвенций, нормы которых носят императивный, т.е. обязательный, характер. Следовательно, при экспортно-импортных операциях участники внешнеэкономической деятельности России должны руководствоваться положениям норм международных конвенций.

Договоров и конвенций, касающихся международных водных перевозок, достаточно большое количество. Здесь рассмотрены только те, которые, во-первых, носят коммерческо-организационный характер, во-вторых, касаются выполнения грузовых экспортно-импортных перевозок российскими внешнеэкономическими организациями и компаниями.

Морской – наиболее регулируемый в международных экономических отношениях вид транспорта. Морским транспортом реализуется до 80% мирового товарооборота. Международная практика регулирования морского судоходства насчитывает более 100 лет.

Основными соглашениями в области международных морских перевозок, носящих коммерческо-организационный характер, являются Международная конвенция по морскому праву, заключенная в Брюсселе в 1922 г.; Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила). В 1971 г. в эти правила были внесены поправки. После этого они были переименованы в Гаагско-Висбийские. Особый интерес представляют Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и принятые ею Гамбургские правила (церемония подписана в Гамбурге).

Гамбургские правила вступили в силу в ноябре 1992 г. и содержат определение морского перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, самого груза, договора морской перевозки, ответственности и предела ответственности сторон в договоре перевозки, порядка предъявления и рассмотрения исков и претензий. Хотя Россия не является участницей этой Конвенции, тем не менее многие ее условия нашли свое отражение в Кодексе торгового мореплавания.

Последней конвенцией, касающейся международных морских перевозок, стала Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила).

Такое название появилось потому, что 23 сентября 2009 г. в Роттердаме состоялась церемония подписания Конвенции. Роттердамские правила разработаны специально для контейнеризованной торговли и линейных перевозок грузов морем.

Важнейшим соглашением в области организации и осуществления международных речных перевозок является Конвенция о режиме судоходства на Дунае (Белград, 18.08.1948). На ее основе создана Дунайская комиссия как орган международного сотрудничества. Коммерческо-правовые условия перевозок грузов по Дунаю регулируются Договором о сотрудничестве дунайских пароходств – участников Братиславских соглашений от 06.11.1992 (последняя редакция 1997 г.) Этими Братиславскими соглашениями являются:

• Соглашение об общих условиях перевозки грузов;

• Соглашение о единых тарифах;

• Соглашение о взаимной буксировке и оказании помощи судам при авариях;

• Соглашение о взаимном агентировании судов в дунайских портах.

В Соглашении об общих условиях перевозки грузов регламентируются порядок предъявления груза к перевозке и его оформление, условия выдачи груза, порядок расчетов за перевозку, ответственность сторон, определяется документ, выполняющий функции договора перевозки (речная накладная) и ряд других важных с точки зрения организации и осуществления перевозок условий. Российские предприятия речного транспорта в перевозках по Дунаю практически не участвуют, и потому вышеуказанные международные документы и соглашения речного транспорта в настоящий момент для российского бизнеса не имеют особенного прикладного значения.

Регулируется также международное судоходство по реке Рейн и его притокам. Условия осуществления этих перевозок сведены в Мангеймскую конвенцию, последняя редакция которой была проведена в 1963 г. Россия в данной Конвенции не участвует.

Унификацией правил перевозок по внутренним водным путям Европы занимается Комитет по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Комитет разрабатывает правила плавания по внутренним водным путям, средства сигнализации и связи, шкалы осадок, грузовые марки, правовые вопросы внутреннего судоходства, вопросы загрязнения среды и пр.