Основные функции менеджмента

Целевая модель организации является исходной базой для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые входят составными частями в любой процесс управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и пр.) той или иной организации. Поэтому их называют общими функциями управления. Основные функции - это ОГЛАВЛЕНИЕ управленческой деятельности.

Достижение цели требует не просто реализации основных функций, а вполне определенного их сопряжения, динамики приоритетов в этих функциях.

Основные функции менеджмента: - планирование (предвидиние, прогнозирование);

- организация;

- оперативное руководство;

- координация;

- контроль;

- мотивация.

Планирование - узловая основополагающая функция менеджмента. Она складывается из ряда простых подфункций:

- целеполагание и прогнозирование;

- оценка ресурсов;

- программа действий и бюджетирование;

- наделение полномочиями;

- установление критериев контроля.

Планирование (в узком смысле) - процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование даст ответы на вопросы: что необходимо сделать; за какой период времени; какие ресурсы необходимы; каким должен быть результат?

Планирование на микроуровне (в рамках конкретной организации) включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.

Планирование на макроуровне - это основная форма государственного регулирования объектов управления. Планирование дает ответ на следующие вопросы:

- какие параметры имеет объект управления в настоящее время;

- в каком направлении он должен изменяться;

- что нужно сделать для достижения поставленной цели?

С конца 20-х гг. XX в. в России основным управленческим элементом было планирование. В это время разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и пр.

В 90-е гг. XX в. приоритетным стало программирование, разработка программ на различных уровнях: общегосударственном, региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Цикл планирования развития объекта управления состоит из следующих звеньев:

- анализ внешней среды;

- определение сильных и слабых сторон развития; использование имеющихся преимуществ;

- разработка плана достижения целей;

- корректировка целей и отклонений;

- определение целей.

Организация - управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой распределение как функций исполнения управленческих решений, так и функций управления и позволяет обеспечить основу целесообразного построения определенного органа управления, определить компетенцию его структурных подразделений.

Задачи организации:

- обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, человеческими);

- утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;

- формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.

Основные этапы (функции) организации:

- создание организационной структуры. На этом этапе осуществляется деление организации на блоки в соответствии с се целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений;

- установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с нижестоящими уровнями управления и персоналом организации и обеспечивают возможность распределения и координации задач |8|.

Принципы, которые необходимо учитывать в процессе выполнения функции организации:

- единство цели (каждое подразделение и члены организации должны работать на общую цель);

- неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми в ходе планирования;

- поручение различных задач работникам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

- координация различных видов деятельности (члены группы должны знать, что они должны делать, в какие сроки и кто ими руководит |9|).