Основные функции логистики в компании

Как правило, логистические функции, в том числе и функции, связанные именно с транспортной логистикой, в компании распределяются:

• между начальником логистической службы (департамента). Иногда это вице-президент по логистике;

менеджерами служб логистики, подчиняющимися начальнику (например, менеджеры логистических систем);

менеджерами групп логистических проектов (например, группы по строительству нового склада или распределительного центра). Возможно, что данные группы лишь частично задействованы в решении логистических задач, формируясь на время, или для реализации какого-либо проекта;

менеджерами по логистике на местах (например, сотрудников складов и дистрибьюторских центров, подразделений в портах и крупных транспортных узлах и т.д.).

Деятельность компании по осуществлению логистических операций состоит из основных, часто повторяющихся действий. Исходя из совокупности действий, формируются функциональные направления работы. Причем все действия менеджеров по логистике можно свести к пяти крупным функциональным направлениям (табл. 8.1).

Чтобы успешно реализовать свою деятельность по организации и осуществлению операции по логистике, компания должна:

• правильно и точно сформулировать должностные обязанности по каждому рабочему месту;

• правильно и точно определить умения и навыки работающих на каждой позиции;

Таблица 8.1

Функциональные направления работы менеджеров по логистике

Функциональные направления

Действия

Транспортировка

Организация доставки в компанию и из компании. Организация международных перевозок.

Выбор компании-перевозчика.

Выбор вида транспорта.

Использование общественного транспорта или транспорта компании

Складские операции

Управление складом.

Планирование складских работ.

Управление распределительным центром.

Планирование работы центра.

Выбор месторасположения складов или центров.

Закупка материалов (сырье, полуфабрикаты)

Управление запасами

Формирование запасов сырья.

ОГЛАВЛЕНИЕ запасов.

ОГЛАВЛЕНИЕ запасов готовой продукции.

Обеспечение закупок и ОГЛАВЛЕНИЕ запасов запасных частей и заменяемого оборудования.

Работа с возвращенным грузом

Операции по обработке грузов

Упаковочно-маркировочные работы.

Погрузочно-разгрузочные работы.

Использование отходов грузов.

Учет и обработка заказов

Операции по планированию

Прогноз спроса на изделия.

Планирование поставок коммуникаций

• подбирать людей под должностные функции, а не наоборот. Вариант типового положение об отделе логистики дается в приложении 1.

Ниже приводятся основные функции менеджеров по логистике (транспортной логистике) в компании. Данные функции являются основными, без которых невозможна никакая логистическая деятельность компании. А далее в оперативной работе к указанному перечню необходимо добавить операции, связанные со спецификой работы предприятия и изготовляемой продукции, страновой спецификой и т.д.

В качестве основных функций менеджера по логистике компании можно отметить следующие:

• определение возможностей компании по организации и осуществлению логистических операций;

• выбор базисного условия поставки и разработка транспортных условий контрактов;

• выбор посредников по вопросам исполнения контракта (например, транспортно-экспедиторской компании);

• организация и выполнение дополнительных и вспомогательных операций по контракту (упаковка, маркировка, таможенные операции, страхование и т.д.);

• выбор оптимального маршрута и способа доставки;

• обеспечение координации и взаимодействия при исполнении контракта с привлекаемыми посредниками (экспедиторами, складскими и транспортными компаниями и т.д.);

• участие в определении рисков гибели или повреждения товара;

• составление претензионной документации и ведение претензионных дел в части, касающейся логистики;

• обеспечение выписки транспортной и товаросопроводительной документации и ведение документооборота;

• расчет и учет оптимальных расходов, связанных с доставкой товара, и эффективности сделки в целом по цепочке логистических операций;

• контроль за движением товаров;

• учет логистических операций и анализ результатов сделки в контексте логистики;

• акцепт счетов за логистические операции и осуществление расчетов по ним;

• поддержание связи с заказчиками и потребителями продукции с точки зрения выявления их требований к качеству логистических операций;

• организация и осуществления страховых и таможенных операций.

К тому же менеджеру по логистике необходимо постоянно поддерживать баланс между стоимостью и эффективностью логистических операций.