Внимание (аттенционные процессы)

Одним из определений внимания в психологии является его понимание как сосредоточенности деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)[1].

Процесс внимания занимает особое место среди психических явлений. По оценке Л. М. Веккера[2], это сквозной процесс, который не является отдельным психическим процессом, а определенная сторона психических процессов – направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

П. Я. Гальперин отмечает, что "вопрос о "природе" внимания до сих пор остается одним из самых "темных вопросов психологии"[3] и связывает функцию внимания с мышлением. В частности, наряду со значением в виде "чистого акта внимания" как сторону "умственного действия"[4].

Так как понятие "внимание" неопределенно, в экспериментальной психологии отсутствуют четкие классификации видов внимания. Тем не менее факты экспериментальной и клинической психологии достаточно прозрачно выявляют связь процессов внимания не только с познавательными и эмоционально-волевыми функциями, но и с уровнем организации личности в целом. Основными функциями внимания являются отбор релевантных воздействий, удержание деятельности до момента достижения цели, регулирование и контроль протекания деятельности.

Относительно объекта психической активности выделяются сенсорно-перцептивный, интеллектуальный, двигательный и эмоциональный виды внимания. По основанию от активности личности определяются непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание обусловлено физическими характеристиками стимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т.п.) и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания человека связаны с сознательно поставленной целью, то речь идет о произвольном внимании. Послепроизвольное внимание предполагает сознательное выполнение какой-либо задачи, сопровождается поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий. По направленности внимание можно разделить на внешне- направленное (перцептивное) и внутреннее (собственные ощущения, мысли и переживания).

Внимание характеризуется рядом свойств (признаков, показателей):

сосредоточенность, концентрированность – отвлечение от всего внешне-постороннего, торможение побочной деятельности, и интенсивность – основа "помехоустойчивости" внимания. Эти характеристики представляются двумя сторонами одного свойства: концентрированности (избирательность внимания) и интенсивности (степени выраженности направленности и сосредоточенности)[5];

объем внимания – число объектов внимания при одновременном их восприятии. Объем внимания иногда рассматривается как показатель его концентрированности;

распределение внимания – это свойство, обусловливающее возможность одновременного выполнения нескольких видов деятельности (или нескольких действий);

переключение (гибкость) внимания – способность быстро выходить из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям[6] (переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой). Показателями продуктивности переключения внимания являются время переключения, объем работы в единицу времени, точность переключения;

устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте, явлении, действии, деятельности;

оперативная подвижность – специфическая динамика внимания (быстрота ориентировки в изменяющихся условиях), предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения[7].

Возможно рассмотрение внимания и как процесса (стороны какого-либо психического процесса: перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (состояние сосредоточенности), и как свойства личности (внимательность).

Перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является искусственным. Системный подход к изучению внимания предусматривает использование методик смежных с психологией наук.

В качестве наиболее популярного инструмента диагностики различных свойств внимания применяют метод корректурной пробы[8].

Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, слогов, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т.п. Задачей испытуемого является обнаружение определенного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.

Показателями точности концентрирования (избирательности) внимания служат коэффициент точности выполнения задания (по формуле Уиппла[9]) и время (Г, с), затраченное испытуемым на поиски отдельного стимула.

К тестам "Корректурная проба" относятся методика "Выявления слов", корректурная проба Бурдона и методика "Отыскание чисел".

Целью первого из тестов является определение характеристик избирательности внимания испытуемых. Занятие строится на буквенном варианте корректуры, состоящем из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом (без пропусков). Испытуемый должен, последовательно просматривая строки букв, обнаружить скрытые в них в случайном порядке слова (24 существительных в именительном падеже единственного числа).

В инструкции сказано: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых помещены сочетания, образующие слова-существительные в именительном падеже единственного числа. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и кончая последней буквой".

В результате анализа индивидуальных данных осуществляется сопоставление их со среднегрупповыми результатами и делается вывод об индивидуальных особенностях избирательности внимания испытуемых.

Исследования устойчивости и концентрации внимания необходимо проводить в динамике. Их осуществление вызвано потребностями практики, в частности, поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Измерение устойчивости и концентрации внимания производится при помощи корректурной пробы Бурдона и методики "Отыскание чисел" (Приложение 24).

Мышление (мыслительный процесс) есть "процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности",[10] "процесс сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты"[11]. В процессе мышления человек вступает в новые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы "вычерпывается" новое ОГЛАВЛЕНИЕ[12].

Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Первые опыты были проведены представителями Вюрцбургской психологической школы. Именно под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается как умственное действие, в котором выделяется ряд мыслительных процессов (планирование, проектирование, предсказывание, оценивание, понимание, умозаключение) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, возникающая при необходимости выявления наиболее рациональных способов достижения цели. Проблемная ситуация определяет фазовый характер мыслительных процессов.

К фазам мыслительных процессов отнесены:

1) возникновение проблемы – осознание того, что объем знаний недостаточен для достижения намеченной цели;

2) анализ проблемной ситуации – анализ имеющейся информации и формирование структуры цели;

3) генерирование гипотез о способах достижения намеченной цели – продуцирование новой информации в виде гипотез, методов решения и т.п.;

4) проверка гипотез – контроль, оценка и проверка ценности выдвинутых гипотез и методов решения.

Конечно, не все из перечисленных фаз всегда и в указанной последовательности можно зарегистрировать в экспериментальном исследовании. При решении задач проб

лемного характера действуют факторы, препятствующие правильному решению задач (наиболее существенным - ригидность мышления, т.е. установка на определенный способ решения задач). Система правил, которые сознательно, а иногда неосознанно, применяет субъект при решении задач, называется стратегией решения проблемы. Многие методики диагностики мышления и предназначены для выявления специфики стратегий решения задач.

В традиционной классификации мышления выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

В рамках наглядно-действенного мышления выявляются свойства предметов и явлений, наиболее близких к восприятию, но скрытых от непосредственного восприятия. К основным признакам наглядно-действенного мышления относятся: оперирование непосредственно воспринимаемыми явлениями и их связями, прямое манипулирование явлениями[13], практические действия в процессе решения задач[14].

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на материале образов. Основную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные образы. "Визуальное" мышление[15] – это мышление зрительными образами при опоре на различные сенсорные системы, в процессе которого "оцениваются и определяются различные взаимоотношения между вступившими в противоречие элементами и их комплексами, рассматриваются возможные направления развития ситуации. Результатом этой работы может быть порождение новых образов, новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание структурным и видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объектам восприятия"[16]. К виду образного мышления относится пространственное мышление, обеспечивающее создание пространственных образов и оперирование ими в процессе преобразующей деятельности решения задач. В образном мышлении слова используются в качестве средства выражения выполненных в образах преобразований.

Словесно-логическое мышление функционирует в абстрактной вербальной форме и осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

По соотношению с практикой выделяются практическое (эмпирическое) мышление, совершающееся в практической деятельности человека и направленное на решение конкретных задач, и теоретическое, связанное с выработкой общих закономерностей, "отражающее внутренние связи объектов и законы их движения"[17]. Однако, как отмечал Б. М. Теплов, "интеллект у человека един и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том или другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и до́лжно говорить в психологии о практическом и теоретическом мышлении"[18].

В зарубежной психологии также рассматривается и эмоциональное мышление, в качестве специфического вида мышления, вызываемое побуждениями чувств и включающее аффективное (эстетическое и религиозное) и волевое мышление[19]. В психологической литературе употребляется специфический вид мышления – техническое, которое, в свою очередь, имеет трехкомпонентную понятийно-образно-действенную структуру[20].

В качестве свойств (диагностических показателей) мышления, характеризующих особенности и продуктивность умственной деятельности, выделяются:

гибкость (подвижность) мыслительных процессов – степень изменения аспектов рассмотрения явлений, их свойств и отношений (по В. Хасдорфу), степень изменения намеченного пути решения задачи в зависимости от неучтенных ранее условий; проявляется в степени переструктурирования исходных данных (Приложение 25);

быстрота – скорость протекания мыслительных процессов;

темп развития мыслительных процессов[21] – минимальное число упражнений, необходимых для выработки принципа решения задачи;

широта – степень охвата широты круга вопросов из различных областей знаний и практики;

глубина – степень постижения сущности, вскрытия причины явлений, предвидения последствий;

последовательность – степень соблюдения строгости логического порядка в решении того или иного этапа задачи;

экономичность[22] число логических операций при усвоении повой закономерности;

самостоятельность – умение увидеть и поставить новый вопрос, решить его своими силами;

критичность – степень строгости оценки результатов мыслительной деятельности, нахождения сильных и слабых сторон, доказательности истинности гипотез.

Следует отметить, что большинство перечисленных качеств относится не столько к характеристикам собственно мыслительной деятельности, сколько к свойствам продуктивность познавательной деятельности в целом[23].