Организация труда в ремесленной мастерской

Совместно с ремесленником в производстве участвовали его сыновья, близкие и дальние родственники, часто усыновленные дети из монастырей. Все принятые в ремесленную мастерскую становились частью большой семьи с той лишь разницей, что не имели таких прав, как кровные родственники. Обучение происходило согласно индивидуальным способностям, иерархические отношения между мастером, подмастерьем и учеником строились в зависимости от индивидуального опыта каждого, а не по принципу распределения поручений согласно структурной организации производства. В задачу помощников мастера входило выполнение более простых операций, что позволяло решать несколько задач: во-первых, овладение навыками ремесленного труда и передача знаний младшему поколению; во-вторых, пособничество, ориентированное на освобождение единичного ремесленника от низкоквалифицированной деятельности; в-третьих, воспитание учеников с позиции религиозно-этических норм труда того времени. Такое производство основывалось на объединении нескольких подручных работников вокруг главного.

Важно знать!

Иерархия подчиненности работников была тождественна иерархии в семье, поэтому в ремесленной мастерской не обнаруживается разделение труда, используемое обычно для повышения его интенсивности. Каждый участвовавший в производстве создавал свой продут и нес персональную ответственность за его качество перед главой семьи, а тот — перед потребителями.

В задачи главного ремесленника, помимо непосредственно производительного труда, входили по крайней мере еще две функции: организация труда в ремесленной мастерской и реализация произведенных товаров. В связи с этим он представлял в одном лице производителя, мастера, управляющего и купца. Трудовая деятельность главного ремесленника была направлена не только на техническое изготовление и поставку продукта, но и на организацию всех этапов производства.

В основе ремесленного труда всякий раз обнаруживаются межпоколенные традиции, по передача последних от поколения к поколению имела жесткую регламентацию. Пи один ремесленник не мог стать мастером, не пройдя путь ученика и подмастерья. Таким образом, передача знаний предполагала обязательную практическую подготовку в труде, что становилось гарантией квалификации будущего мастера.

Важно знать!

Деятельность суконщика или кожевника, каменщика или плотника, сапожника или кузнеца основывалась на накапливаемом столетиями личном опыте и традициях, передаваемых от деда к отцу, от отца к сыну. Этот межноколенный опыт, а вместе с ним профессиональные знания, ремесленная этика, фамилия (знак) производителя как гарантия качества формировали в обществе почтение к ремесленному труду, наполняя его сверхъестественным, божественным ОГЛАВЛЕНИЕм.

Итак, органический характер ремесленного труда создал монополию на формирование и поддержание стабильности уклада Европы вплоть до XV в. Эта монополия определила экономические и социальные границы всей эпохи классического Средневековья. Вместе с тем были сформированы предпосылки для дальнейшего развития общества. Развивающаяся торговля, а вместе с ней распространение рынков и товарно-денежных отношений, игнорирование запрета конкуренции стали решающими факторами, пошатнувшими монополию средневекового ремесленного труда. В результате этого начали формироваться капиталистические принципы экономики и капиталистический труд.