Лекция 5. Организация налоговых служб и налоговое администрирование в зарубежных странах

Ключевые термины: налоговое администрирование; налоговый контроль; налоговые органы; налоговые проверки; налоговый разрыв; права и обязанности налогоплательщиков (налоговых органов); принципы построения организационной структуры налоговых органов: функциональный, специализации, по группам налогоплательщиков.

Налоговое администрирование представляет собой установленную законом, практикой или обычаями систему управления налоговым процессом со стороны государства и его органов. В литературе принято рассматривать налоговое администрирование через реализацию основных функций: планирования, учета, контроля, анализа и регулирования. Данный подход позволяет охватить все сферы и элементы управления налоговым процессом.

Современное налоговое администрирование охватывает три основные сферы регулирования:

- управление налоговыми органами;

- управление расчетами по налогам;

- управление информационными потоками.

Основными элементами налогового администрирования

являются:

- структура и иерархия налоговых органов;

- права и обязанности налоговых органов;

- порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчетности;

- предоставление налоговых льгот и применение налоговых санкций;

- ведение и обобщение налоговой статистики;

- регулирование налоговых отношений с другими странами.

Условно методы налогового администрирования разделяют на силовые (административные) и партнерские. Силовое принуждение реализуется через систему угроз применения штрафов, ареста банковских счетов, другого имущества налогоплательщика, ограничения его действий, свободы передвижения и т.д.

Партнерские методы предполагают заключение соглашений с налогоплательщиками по тем или иным вопросам (ведения отчетности, использования налоговых льгот, уплаты налога и т.д.). Налогоплательщикам предоставляется свобода выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения его деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением и распределением налоговых льгот и т.д.

Преобладание тех или иных методов налогового администрирования в налоговом процессе страны позволяет делать выводы о характеристике выбранной системы налогового администрирования и в какой-то мере фактически реализуемой налоговой политике. Кроме того, важным аспектом является сочетание данных методов налогового администрирования. Очевидно, что управление налоговым процессом, подразумевающее, прежде всего, реализацию фискальной функции налоговой системы, невозможно без применения силовых (административных) методов. В то же самое время преобладание так называемых добросовестных налогоплательщиков, предпочтительное для любой системы налогового администрирования, во многом формируется под влиянием перехода к методам сотрудничества и партнерства между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Особенности построения налоговых систем и налогового администрирования в различных странах определяются совокупностью факторов, к которым, в частности, относятся:

- бюджетное устройство;

- система права;

- роль государства в экономике;

- степень включенности в мировую экономическую систему (требования международных организаций; союзов; основных торговых партнеров);

- уровень экономического развития;

- традиции.

В зависимости от устройства бюджетной системы - федеративной (трехуровневой) или унитарной (двухуровневой) - как правило, формируется и соответствующая система налоговых органов. При этом важную роль играют принципы, на основе которых в стране осуществляется разделение бюджетных полномочий между центральной властью и регионами (местными органами власти). Чем больше налоговых полномочий имеют регионы и местные органы власти, тем (при прочих равных условиях) более автономными будут и налоговые органы.