Организационные структуры логистической деятельности в компании

Без эффективной и производительной организации логистики на предприятиях добиться четкой работы системы цепей поставок невозможно. Предприятия, активно практикующие логистическую деятельность, постоянно сталкиваются с большим числом проблем, имеющих прямое отношение к логистике, в том числе с экономической неопределенностью, инфляцией, правовыми ограничениями, конкуренцией, глобализацией мировой экономики, повышающимися требованиями потребителей и их высокими ожиданиями по отношению к функциональности, доступности и надежности логистики.

Координация логистической деятельности важна для любого предприятия, независимо от его размера, структуры бизнеса, месторасположения компании и т.д. Логистические операции выполняют и производители, и оптовики, и ритейлеры, но каждое предприятие организует свою логистическую деятельность по-своему (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Факторы, влияющие на эффективность работы логистической структуры

Основные компоненты заявления о корпоративной миссии логистики:

1) признание логистики сферой ключевой компетенции;

2) признание логистики сферой конкурентных преимуществ;

3) заявление о предоставление услуг интегрированной логистики;

4) заявление об осуществлении логистического управления при помощи единой сетевой структуры, общей информационной сети, эффективной инфраструктуры;

5) заявление об упрочении имиджа с помощью логистики (например, заявление об ускорении и совершенствование операций по дистрибуции);

6) заявление о логистике как важном компоненте сокращения затрат.

Рис. 8.2. Развитие отдела логистики:

а – стадия 1; б – стадия 2; в – стадия 3

Каждое предприятие в своей деятельности сталкивается с проблемами адаптации логистических структур и выполняемых ими операций к требованиям ведения бизнеса и тенденциям в управлении. Опыт множества организаций, предприятий и компаний показывает, что все они находятся на разных стадиях развития (рис. 8.2, а – в).

Логистический отдел предприятия имеет различную структуру (рис. 8.3, а –в).

Программно-ориентированный подход строится на методе, когда логистическая деятельность рассматривается как программа, в реализации которой принимает участие все предприятие (рис. 8.4).

Рис. 8.3. Структура отдела логистики:

а – линейная; б – штабная; в – линейно-штабная

Рис. 8.4. Организационное проектирование логистики при программно-ориентированном методе

Становление и развитие логистических структур на предприятиях России

В России неоднократно изучался вопрос о роли логистике в формировании организационной структуры компании. Практически всеми компаниями признается необходимость создания отдела логистики. При этом причины называются самые разные: низкая степень координации между подразделениями компании, основные виновники низкой координации транспортные подразделения, плохая работа складов; плохая работа отдела продаж; плохая работа отдела закупок; плохо осуществляется таможенное оформление грузов; респонденты отметили все вышеуказанные причины сразу. Одновременно на вопрос о том, был ли положительный экономический и организационный эффект от создания отдела логистики, были получены следующие ответы: положительный в целом – 78% ответов; сократились общие издержки – 20% ответов. Было также отмечено сокращение общих расходы не менее чем на 10%; сокращение транспортных затрат. Таким образом, можно сделать вывод о важности и значении правильной организации логистической работы и правильного построения логистической оргструктуры на каждом предприятии.

В западной экономической литературе говорят о шести стадиях логистической интеграции. Что касается классификации стадий развития логистических структур в России, то их число можно сократить до четырех (рис. 8.5).

Рис. 8.5. Стадии развития логистических оргструктур предприятий России

В целом на современном этапе развития бизнеса в России среди мелких предприятий превалирует первая стадия, среди средних – стадия 2, реже 3. Для предприятий, находящихся на стадии 2, характерен процесс интеграции закупочных подразделений с подразделениями, занимающимися распределением (отдел продаж, склад, доставка). Как правило, переходя от первой стадии развития ко второй, российские предприятия создают специализированные логистические подразделения или в области закупок, или в области сбыта (распределительная логистика). Причина подобного явления заключается в определении того, что важнее для предприятия: наладить снабжение или сбыт; что в большей стадии влияет на успешную работу, что требует большего внимания с точки зрения стратегии развития. На создание единого логистического подразделения не хватает ни сил, ни средств, ни квалифицированного персонала, поэтому определяется одно логистическое направление работы, играющее ключевую роль для успешной работы. На этой стадии происходит начальное становление международной логистики.

Стадия 3 – формирование единой службы логистики. Предприятие растет, расширяется номенклатура выпускаемой продукции, возникают новые рынки сбыта, начинают складываться международные связи. На данной стадии логистика выделяется как самостоятельная служба. Все логистические операции сводятся в одно крупное функциональное подразделение. Повышается его статус, растет круг полномочий и сферы ответственности. Перемещение логистики на более высокий организационный уровень связано с появившимися возможностями влияния на стратегию компании. Логистика признается одной из ключевых сфер компетентности, связанных с важнейшими задачами: снижение общих издержек и обслуживание потребителей. Контроль за организацией и осуществлением логистических операций обеспечиваются как на операциях снабжения, так и сбыта, что позволяет улучшить обслуживание потребителей за счет улучшения операций по дистрибуции. Обычно организация доставки материалов-полуфабрикатов, что подпадает под понятие снабжения, отдается на откуп поставщикам. Но эта деятельность строго контролируется. Поставщики назначаются на конкурсной основе, организуются тендеры. На местах в территориальных подразделениях логистика является предметом тщательного контроля со стороны центра. Международные логистические операции в рамках внешнеэкономической деятельности на данной стадии в основном концентрируются на уровне того же самого единого логистического подразделения, в котором выделяются лица, ответственные именно за построение и четкое обеспечение работ. На данной стадии находятся многие крупные российские предприятия, представляющие как промышленность, так и торговлю, с многолетнем опытом работы в условиях рынка.