Организационные формы обучения

Форма обучения – это способ и характер взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Исторически формы организации обучения формировались в недрах первых форм организации зарождающегося человеческого сообщества и его институтов воспитания. Самыми первыми формами организации обучения, исторически сложившимися, были коллективные и индивидуальные, просуществовавшие в разных вариантах до XVI в. Эти формы предполагали работу учителя либо с отдельным учеником индивидуально – на дому у ученика или на дому у учителя, либо с некоторым коллективом разновозрастных детей в различных условиях локации. Однако эти формы оказались неэкономичны и непригодны для системы массового образования, которые под воздействием становящегося машинного производства в XVII в. складывалась в качестве основы национальных систем образования в разных странах Европы. В новой Европе в условиях формирования национальных государств стремительно нарастала потребность в массовом образовании, что привело к появлению новой формы обучения – классно-урочной системе. Эта система просуществовала до нашего времени и остается основной формой организации процесса обучения в различного рода образовательных учреждениях.

Главные особенности ее и три важнейших теоретических элемента были сформулированы и обоснованы в XVII в. отцом дидактики Я. А. Коменским.

1. Все ученики, наполняющие данный класс, должны быть примерно одинаковы по возрасту и уровню подготовленности.

2. Основной формой организации является урок как законченная единица времени (40–45 мин).

3. Все ОГЛАВЛЕНИЕ образования делится на отдельные предметы, а весь период обучения – на учебные годы, четверти и дни, включая каникулы, сами же занятия ведутся по единому плану и расписанию.

Появление единой классно-урочной системы совершило революцию в организации системы образования, сравнимую по своему значению с изобретением колеса в технике, поскольку раскрыла возможности организации экономного обучения на основе принципов всеобщности.

До сего времени не стихают споры о достоинствах и недостатках классно-урочной системы среди и теоретиков, и практиков образования. Достоинства и недостатки классно-урочной системы представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Достоинства и недостатки классно-урочной системы

Достоинства классно-урочной системы

Недостатки классно-урочной системы

1. Четкая организация и упорядоченность учебной работы

1. Отсутствие индивидуального подхода

2. Организующая и воспитывающая роль педагога

2. Ориентация на среднего ученика

3. Взаимодействие обучающихся и возможность коллективных способов работы

3. Работа в едином для всех темпе

4. Экономичность обучения

4. Преимущество вербальных форм деятельности

5. Определенная искусственность деления занятий на временны́е промежутки

Именно указанные недостатки классно-урочной системы на протяжении уже нескольких столетий являются предметом критики и составляют почву для поиска новых форм обучения, которые начались уже в XVIII в. на основе развития достоинства данной системы. Одними из первых серьезных успехов достигли священник Белл и педагог Ланкастер, которые на основе введения новой организационной формы обучения – групповой – существенно увеличили достоинства классно-урочной системы за счет разрешения недостатков. Таким разрешением недостатков стало введение групповой формы поэтапного обучения группой старших школьников младших. Такая система давала возможность учителю обучать до 100 учеников единовременно, чем решала проблему массовости обучения на самом первом уровне элементарного обучения, но теряла в качестве на уровнях дальнейшего обучения. Сегодня ее отголоски проявляют себя в формировании новых форм дошкольного образования и школьного образования на основе организации разновозрастных групп.

Следующим этапом модернизации классно-урочной системы явилось создание мангеймской системы, время рождения которой – конец XIX – начало XX в. Ее отличительной особенностью стала дифференциация класса по составу учащихся с учетом уровня индивидуальных способностей и успешности учебной деятельности учеников. Появились основные классы для детей, имеющих средние способности, и другие классы для малоспособных, а над всеми этими классами располагались классы для наиболее способных, которые в будущем без всяких оговорок могут продолжать обучение на следующей ступени. Несмотря на справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы и искусственной задержкой развития тех детей, которые нс попадали в элитную группу, сам принцип коллективной дифференциации до сей поры является одной из форм организации обучения в современной системе образования. Эта организационная форма присутствует как в виде создания классов и школ для особо одаренных, классов и школ с углубленным изучением отдельных предметных дисциплин или научных направлений, классов и школ общего среднего образования, а также создания коррекционных классов и школ и системы специального образования.

В начале XX в. появилась новая форма организации учебной деятельности, автором которой стала ученица американского педагога и психолога Д. Дьюи Елена Парк- хест, разработавшая и реализовавшая в школе города Дальтон новую форму обучения – индивидуально-групповую (Дальтон-план). Наиболее значимыми элементами обучения в этой форме обучения оказались индивидуализированные лабораторные занятия, система которых позволяла приспособить теми обучения всех к реальным способностям учеников, приучала их к самостоятельности, развивала инициативу и вовлекала в поиски рациональных методов обучения. Всевозможные трансформации индивидуально-групповой формы обучения вскоре стали основой модернизации организационных форм обучения в разных странах:

– метод учебных единиц (за основу в качестве учебной единицы берется тема, а не время как форма организации и не урок как форма работы);

– бригадный метод (задания выполняются бригадой учеников совместно не только во время урока);

– метод проектов (в основе работы лежит выполнение практического задания как законченного индивидуального или совместного проекта);

– метод работы в динамических учебных парах (разные типы заданий выполняются изменяющимися по составу парами учащихся после их инструктажа педагогом в форме взаимного обучения учащихся).

Все эти формы по своей сути оставались вариациями классно-урочной системы, развивающими ее достоинства за счет разрешения тех или иных выявленных недостатков.