Организационная структура банка

В банке работают специалисты разной квалификации и разного уровня. На самом верху находятся руководители, обладающие самыми большими полномочиями, но и несущие наибольшую ответственность за эффективное функционирование банка. Все вместе руководители образуют совет директоров банка – коллегиальный орган управления. Если банк является акционерным обществом, то контроль за его деятельностью и утверждение годовых отчетов, вынесение одобрения или порицания руководству осуществляют собственники – общее собрание акционеров или пайщиков банка.

Все банковские операции можно разделить на два вида. Специализированные функции включают в себя кредитование, инвестирование, проведение текущих расчетов между фирмами, депозитные операции, посреднические и другие специализированные финансовые услуги. Общие (штабные) функции – это ведение бухгалтерского учета, анализ экономической среды, кадровая политика банка, консультирование исполнителей, банковский маркетинг, внутренний аудит (контроль за деятельностью банковских подразделений), юридическая поддержка.

Руководящий состав низшего уровня, специалисты и технические исполнители классифицируются как линейные или функциональные работники. Линейные работники осуществляют административное и организационное руководство банком, его филиалами и другими подразделениями и выполняют другие штабные операции. Функциональные специалисты выполняют специализированные банковские операции – кредитные, депозитные, валютные и прочие услуги.

Эффективная деятельность банка требует четкого соотношения функциональных областей и линейных уровней управления, делегирования полномочий и распределения ответственности внутри банка. Иерархия управления составляет организационную структуру банка.

В банках, как правило, используется трехуровневая система внутренней организации:

1) фронт-офис отвечает за заключение сделок с клиентами и непосредственно взаимодействует с населением и фирмами;

2) миддл-офис занимается аналитическими расчетами и планирует стратегию и тактику банка;

3) бэк-офис оформляет сделки, проводит бухгалтерские счета и оказывает юридическую поддержку.

Кроме того, банк может выбрать любой из следующих способов комбинирования линейных и функциональных операций, которые составляют организационные формы банка.