Организационная система управления налогами

В России организация управления налогообложением включает в себя общее и оперативное управление.

Общее управление налогами возложено па высшие органы государственной власти — Федеральное Собрание, аппарат Президента РФ, Правительство РФ. Именно они определяют основы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание как законодательный орган рассматривает и принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, освобождении от их уплаты на территории РФ вносятся в Парламент при наличии заключения Правительства РФ.

С 1 января 2007 г. законодательно в Налоговом кодексе РФ закреплена позиция, по которой Правительство РФ имеет право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением (дополнение к ст. 4 НК РФ). Это положение создает более широкие возможности для оперативного правового регулирования налогообложением. Но одновременно исключено право Правительства РФ устанавливать ставки федеральных налогов и размеров взносов.

Оперативное управление налогами — это комплекс действий, направленный на получение максимального эффекта при минимальных затратах и осуществляемый финансовым аппаратом. С его помощью государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях национальной экономики.

В единую систему оперативного управления налогами входят:

• федеральный исполнительный орган по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФПС России и ее территориальные (налоговые) органы;

• Минфин России, финансовые органы РФ и органов местного самоуправления;

• ФТС России с таможенными органами;

• органы внутренних дел.

Главные задачи налоговых органов РФ состоят в контроле:

а) за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

б) правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов;

в) правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ (в случаях, предусмотренных законом РФ).

С 1 января 2007 г. налоговые органы начали осуществлять валютный контроль.

В отличие от таможенных налоговые органы не собирают налоги, а лишь контролируют их уплату, имея широкие права и большие обязанности.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе:

• требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

• проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;

• контролировать исполнение банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом РФ;

• производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

• вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в байках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

• осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России;

• определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с ОГЛАВЛЕНИЕм объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

• требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

• взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Налоговым кодексом РФ;

• требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

• заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

• предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):

— о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

- возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

— досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Формы и форматы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены НК РФ на иной федеральный орган исполнительной власти. Налоговые органы обязаны:

• соблюдать законодательство о налогах и сборах;

• осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

• вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

• бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

• руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

• сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

• принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом PФ);

• соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

• направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

• представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

• представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

• осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным канатам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта;

• по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

• по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

• представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. В целом объем работы налоговых служб огромен, и он продолжает увеличиваться. Это объясняется расширением налогообложения, а также интенсивным ростом числа юридических лиц.

Должностные лица налоговых органов должны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Кроме того, они обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Минфин России совместно с ФНС России разрабатывают предложения о налоговой политике государства, развитии налогового законодательства, совершенствования налоговой системы. Они дают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ. С 1 января 2007 г. полномочия Минфина России в этом вопросе сужены — министерство дает разъяснения только налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, также дают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Таможенные органы России осуществляют взимание налогов и сборов, установленных налоговым законодательством только при перемещении объектов налогов и сборов через таможенную границу страны. В соответствии с Налоговым кодексом РФ они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов, если товар пересекает границу. Должностные лица несут те же обязанности, что и должностные лица налоговых органов, а также ряд других обязанностей.

Участие органов внутренних дел происходит по запросу налоговых органов. При необходимости налоговые органы делают запрос органам внутренних дел на участие вместе с ними в выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневпый срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в уполномоченный орган для принятия по ним решения.

Налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, также несут ответственность должностные лица и другие работники при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные убытки при проведении мероприятий налогового контроля возмещаются за счет федерального бюджета.