Определяющие факторы теневой экономики

В литературе по рассматриваемой теме приводятся четыре возможных определяющих фактора теневой экономической деятельности. Первые три касаются преимуществ теневой деятельности, четвертый – издержек.

Во-первых, во многих исследованиях указывается на налогообложения и социальные платежи как на одни из важнейших факторов существования теневой экономики. Раз уж налоги определяют выбор между трудом и досугом, а также стимулируют спрос на труд в теневой экономике. Высокие фактические налоговые ставки заставляют больше предприятий уходить в теневую экономику.

В этом случае предприятия скрывают свой объем производства и прибыль, чтобы уменьшить налоговое бремя. Между высокими предельными ставками налогов и большими масштабами уклонения от уплаты налогов существует прямая связь, но с одной оговоркой. Штрафы за уклонение от налогов могут быть тем больше, чем больше сумма неуплаченных налогов, и тогда высокие налоги могут быть недостаточным стимулом к сокрытию результатов деятельности.

Во-вторых, высокий уровень коррупции стимулирует перевод деятельности в теневой сектор. В этом случае предприятия переводят свою деятельность в теневой сектор, стремясь укрыться от вымогательства правительственных чиновников. Однако эта причинная связь может быть и обратной: уровень коррупции может быть результатом того, что предприятие решает, сколько ему скрывать, а чиновник решает, сколько ему с предприятия требовать. Чтобы больше скрывать, предприятие может быть вынуждено давать больше взяток, что все равно будет ему выгодно, если это уменьшит общее бремя налогов и коррупции. В таком случае взяточничество является результатом сокрытия деятельности, а не наоборот. В данном учебнике мы смогли лишь исследовать взаимосвязь между уровнем коррупции и масштабами сокрытия результатов экономической деятельности. Результаты нашего исследования не позволяют определить, что является причиной, а что следствием.

В-третьих, высокий уровень рэкета также может стимулировать увеличение масштабов теневой экономики. Аргументация здесь такая же, как и в случае со взяточничеством, за исключением того, что в этом случае вместо государственных чиновников вымогательством занимается мафия.

Хотя мафия может вымогать плату и у теневых предприятий, они могут скрывать свою деятельность и от государства, и от преступных групп. Косвенные данные свидетельствуют о том, что в бывших коммунистических странах преступники получают информацию от государственных служащих, из налоговых деклараций и документов статистической отчетности. Как и в случае с коррупцией, возможна обратная причинная связь: рэкетиры могут больше преследовать те предприятия, которые скрывают свою деятельность, чем те, которые ничего не скрывают от государства.

В-четвертых, сокрытие производства имеет свои издержки. Масштабы скрываемого товарооборота зависят от издержек сокрытия. Теневое предприятие не может обращаться в суд за защитой своих прав по договорам. Работая в теневом секторе, предприятие может иметь ограниченное число деловых партнеров, которым оно может доверять, лишая себя прибылей от работы с более широким кругом партнеров. Такому предприятию может быть трудно собрать акционерный капитал, потому что акционеры захотят увидеть подтверждение того, чем оно в действительности занимается. Ему может быть труднее получить ссуду в банке, потому что для этого нужны официальные документы, особенно если банк требует дополнительного обеспечения и если предприятие скрывает, кому на самом деле принадлежат его активы. Поэтому в странах с неразвитыми рыночными институтами вероятность сокрытия результатов деятельности больше.

Таким образом, в литературе утверждается, что существует прямая связь между сокрытием деятельности и ставками налогов (хотя эта связь может быть обратной, если штрафы за уклонение от налогов возрастают с ростом суммы неуплаченных налогов), прямая связь между сокрытием деятельности и коррупцией государственных чиновников либо рэкетом (хотя эта связь может быть как прямой, так и обратной) и обратная связь между сокрытием деятельности и выгодами работы в официальном секторе.