Определение миссии структуры

Для многих структур их миссия задана изначально. Например, миссия большинства структур, хозяйствующих в рыночной экономике, это максимизация прибыли при минимизации издержек и рисков в долгосрочном плане.

Миссия государства - всемерно способствовать процветанию своего народа, как живущих, так и будущих поколений.

В случае объективной заданности миссии структуры эту миссию следует лишь осознать и определить. Однако при этом возможно развитие миссии, ее переориентация, в ряде случаев - извращение или подмена.

Развитие миссии происходит на основе ее трансформации на более глубокий уровень жизнедеятельности, уточнения, расширения проявлений.

Например, миссия государства, заключающаяся в служении народу, может переходить на более глубокий уровень по мере того, как само жизнедействование народа раскрывает в себе более глубокие уровни жизнедеятельности, в частности связанные с его вдохновением высокими идеями, раскрытием его глубинного творчески-созидательного потенциала.

Переориентация миссии структуры происходит под воздействием структуры более высокого порядка. Примером может служить миссия топливно-энергетического комплекса России. За годы радикальных рыночных реформ миссия ТЭКа была переориентирована со служения интересам народа и государства на получение прибыли, с присвоением ее преобладающей части горсткой олигархов. Это было сделано под прикрытием пропагандисткой компании в пользу частного предпринимательства. Однако для массового развития последнего необходимо помимо правовой защиты и разумной государственной поддержки, наличие двух условий:

а) служение ТЭКа наряду с сырьевыми отраслями, системой связи и общегосударственного транспорта отечественным товаропроизводителям и населению в качестве миссии, что позволяет обеспечить низкие издержки производства в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве страны, делая их конкурентоспособными;

б) высокий уровень денежных доходов у основной массы населения страны, что создает высокий уровень платежеспособности спроса на продукцию отечественного производителей.

Между этими полюсами мощным потоком должно было течь отечественное предпринимательство, создавая высокооплачиваемые рабочие места и насыщая внутренний рынок товарами и услугами. Однако приватизация отраслей ТЭКа и других инфраструктурных и сырьевых отраслей олигархами в корне уничтожает эти два полюса, в итоге массовое производительное предпринимательство в России чахнет. Что касается предпринимательства в спекулятивно-посреднической сфере, то после его кратковременного всплеска в 90-х гг., оно по большей части ступенчато вытеснялось крупными спекулятивными структурами, с переориентированием со спекуляции товарами на спекуляцию ценными бумагами. Вопрос стоит так: либо предпринимательство горстки олигархов и увядание массового отечественного предпринимательства, либо переориентация миссии инфраструктурных и сырьевых отраслей с наживы денег на создание благоприятных условий для развития отечественных производителей, чему соответствует массовое развитие производственного предпринимательства.

Переориентация миссии структуры связана с принципом иерархичности, когда структура более высокого иерархического уровня в соответствии со своей миссией, ее изменением переориентирует миссию структуры нижележащих уровней иерархии. Такой принципиальный подход требует корректировки на элемент социальности. Дело в том, что в техногенных системах и многих социотехнических системах все нижестоящие структуры в идеале должны служить, полностью подчиняться вышестоящим структурам, соответственно, миссия всех структур определяется сверху вниз. Иначе обстоит дело в социальных и социотехнических структурах с существенным преобладанием в них социального начала. Все такие структуры призваны служить человеку, а каждый человек, будучи микроэлементом социума, имея над собой множество структур более высоких уровней иерархии, в то же время, в отличие от них, обладает самоценностью. Поэтому, если все структуры, непосредственно не связанные с судьбоносной деятельностью людей, могут полностью приноситься в жертву миссии структур более высокого иерархического уровня, то к социальным структурам (и социотехническим с преобладанием социального начала) такой подход принципиально неприменим в гуманистических вариантах управления. Миссия таких структур должна определяться с учетом жизненно важных интересов людей, задействованных в них. В то же время необходимость такого учета нельзя абсолютизировать. Всегда необходим компромисс между миссией структуры более высокого и менее высокого порядков.

Такой компромисс может достигаться на основе следующих принципов:

Принцип 1. Миссия структуры более низкого порядка имеет самодовлеющее преимущество над теми целями структуры более высокого порядка, которые не носят для нее жизненно важный характер.

Принцип 2. Миссия структуры более низкого порядка согласуется в форме компромисса с жизненно важными целями структуры более высокого порядка, превалированием в ту или иную сторону в зависимости от конкретной ситуации.

Принцип 3. Миссия структуры более низкого порядка полностью подчиняется цели сохранения (выживания) структуры более высокого порядка.

Извращение миссии структуры имеет место во всех тех случаях, когда ее руководство взамен служения миссии структуры преследуют свои собственные эгоистические интересы, фактически меняют миссию структуры, заставляя ее служить себе. При этом внешне, формально, миссия структуры остается прежней.

Массовым примером извращения миссии структуры служит поведение многих руководителей советского периода, когда они внешне, формально служили порученному им делу, а на деле реализовывали свои собственные интересы в ущерб ему. Именно такое массовое извращение миссий структур советского общества подготовило почву для трансформации властных полномочий в частную собственность на предприятия, а также использование последних для личной наживы, что подготовило почву для тотальной продажности, а уже через нее стране был навязан экономический курс в интересах США и в ущерб собственным национально-государственным интересам.

Подмена миссии структуры происходит через внедрение в ее руководство завербованных агентов или агентов влияния с целью переориентировать деятельность этой структуры с ее собственных интересов на интересы тех, кто засылает своих агентов или создает их из подходящих кандидатур в форме вербовки или косвенного воздействия. Наивно думать, что если в США в массовом масштабе распространен научный и промышленный шпионаж, то само руководство этой страны воздерживается от применения аналогичных методов в адрес других стран, особенно конкурентов. Не менее наивно думать, что Россия не является конкурентом США. Во-первых, предприятия российского ВПК в случае их конверсии, а не экономического удушения, как это имеет место в ходе монетарных реформ по американским рецептам, способны потеснить на мировом рынке многие американские наукоемкие компании. Во-вторых, ядерный потенциал России и ее способность генерировать новые виды вооружения препятствуют прямому военному диктату США над всем человечеством. В-третьих, в России как стране, соединяющей в себе Европу и Азию, могущей перейти от соединения худших европейских и азиатских черт к синтезу лучших черт, вероятно возникновение и распространение образа жизни, который покажется народам многих стран более привлекательным, чем американский образ жизни (между тем именно через распространение на планете американского образа жизни США создают в других странах колонны агентов влияния и формируют социально-психологический фундамент для своего господства над миром).