Ограничение вредных выбросов

Основным направлением правовой защиты атмосферного воздуха признается установление государством предельно допустимых выбросов вредных веществ, а при необходимости – ограничение и прекращение вредных выбросов в атмосферу посредством организационных, экономических, правовых и иных механизмов, которые применительно к атмосферному воздуху достаточно разнообразны и своеобразны.

Законодательством РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые являются едиными для всей территории страны. С учетом природно-климатических особенностей и повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

Основные задачи в этой области заключаются в том, что нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения должны учитывать производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе.

Выброс вредных веществ стационарным источником загрязнения на основе законодательства должен допускаться в каждом конкретном случае (можно сказать – индивидуально) на основании разрешения, где предусматриваются ПДВ и другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха в интересах проживающего на соответствующей территории населения.

Установление экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы осуществляется Минприроды России; Министерство здравоохранения РФ устанавливает и пересматривает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха.

Проекты конкретных индивидуальных производственных нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных объединений, мнения населения.

Конкретным предприятиям и организациям нормативы выбросов утверждают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха: в этой сфере общественных отношений аккумулируются саморегулирование организаций и осуществление государственного контроля, воплощаемые в общих правилах поведения.

Надлежащее регулирование атмосферного воздуха должно обеспечивать очищение его от взвешенных твердых загрязнений – мелких, различающихся между собой по размеру и химическому составу самых мелких частиц, которые не задерживаются в верхних дыхательных путях человека и попадают в его легкие вместе с осевшими на них вредными веществами, воздействуя на сердечно-сосудистую систему.

Всемирная организация здравоохранения отнесла такие частицы к самым пагубным для здоровья человека. Основными источниками загрязнения воздуха вредными микронами в городах, где проживает более двух третей населения страны, являются выбросы автотранспорта, стройки, пыль с заасфальтированных дорог и участков.

Основные методы предупреждения этого пылевого загрязнения – установление видеокамерного наблюдения на стройках, пылеулавливающего оборудования на фабриках и заводах, автоматического инструментального замера на них выбросов взвешенных частиц, обязательного накрытия перевозимых на самосвалах и железнодорожных платформах сыпучих грузов, обеспечиваемых правовыми способами.

Основным загрязнителем в населенных пунктах является автомобильный транспорт, создающий в крупных городах неблагополучную ситуацию из-за своих вредных выхлопов от двигателей внутреннего сгорания.

Поэтому при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок разрабатываются и осуществляются меры по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу этими средствами и установками.

Количество вредных веществ, выбрасываемых транспортными средствами, не должно превышать нормативов ПДВ. Все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, подвергаются контролю органами государственной инспекции безопасности дорожного движения и другими органами, ответственными за соблюдение ПДВ. Не должно допускаться производство и эксплуатация транспорта, в выбросах которого ОГЛАВЛЕНИЕ вредных веществ превышает установленные нормативы.

Соблюдение нормативов вредных воздействий обеспечивается при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и сооружений, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования. При этом должно предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов, полное исключение выбросов.

При планировании размещения и развития городов и иных поселений должны учитываться состояние в них атмосферного воздуха и прогнозы его изменения. Проектирование, застройка и реконструкция городов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами; должны приниматься меры к улучшению благоустройства и озеленению территорий населенных пунктов и производственных площадей.

Размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, производственного, бытового мусора, являющихся источниками загрязнения воздуха пылью, вредными газообразными и дурнопахнущими веществами, сжигание отходов на территориях запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.

Органы государственной власти ряда субъектов РФ активно участвовали в подготовке и принятии нормативных правовых актов, необходимых для охраны атмосферного воздуха, в том числе путем подготовки, обсуждения, принятия, изменения и дополнения своих актов, которыми устанавливался мониторинг атмосферного воздуха.

Хотя законодательство об охране атмосферного воздуха, как и законодательство о животном мире, не предусматривается отдельно в Конституции РФ, где перечисляются вопросы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, оно входит в законодательство об охране окружающей среды и предполагает осуществление совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов [1].

Нередко принимаются акты об упорядочении транспортного движения в крупных городах в целях уменьшения выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В городе Москве разработан и осуществляется план приостановления деятельности предприятий, наиболее загрязняющих атмосферу, на случай повышения температуры и усиления юго-восточного ветра в целях предупреждения угрозы для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха.

Федеративный характер государства способствует установлению связей между субъектами РФ и координации деятельности, в том числе функционированию соответствующих комиссий, по вопросам мониторинга и охраны от загрязнений атмосферного воздуха.

Важно, чтобы нормативные правовые меры по предупреждению загрязнений атмосферного воздуха, например об ограничении передвижения транспорта, соответствовали требованиям ч. 1 ст. 8 Конституции РФ о гарантировании единства экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и предписаниям природоресурсного, природоохранного законодательства.