Общественное производство

Моральный риск, возникающий как результат асимметрии информации между покупателями и поставщиками, вызывает перепроизводство медицинских услуг и неоправданный рост их цен. Чтобы противодействовать этим тенденциям, и в России, и во многих других странах государство берет на себя оказание медицинских услуг. В Норвегии, Финляндии, Швеции, Испании, Италии, Новой Зеландии и Великобритании государство выступает основным поставщиком медицинской помощи. Так же как и в России, врачи и медицинские сестры являются наемными работниками в государственном секторе и получают заработную плату от государства.

Оказывая бо́льшую часть медицинских услуг в экономике, государство становится монополистом, поскольку частный сектор в сфере здравоохранения по масштабам не сопоставим с государственным. С одной стороны, монопольное положение дает государству ряд преимуществ, в частности, возможность контролировать издержки предоставления медицинской помощи и гарантировать равенство в доступности медицинских услуг. С другой стороны, любая монополия всегда менее эффективна именно из-за отсутствия конкуренции, которая обычно побуждает снижать издержки. В такой ситуации, принимая решения об объеме и структуре производимых услуг, государству-монополисту нет необходимости учитывать соотношение издержек и выгод. Скорее его решения будут определяться влиянием отдельных групп интересов – политиков, чиновников, медицинских ассоциаций. Кроме того, прямое государственное обеспечение медицинской помощью может влиять на масштабы внедрения инноваций в медицине, потому что новые технологии требуют существенных затрат. Поскольку для финансирования новых медицинских технологий нужны дополнительные средства, политиков в определенных ситуациях больше беспокоит абсолютный размер затрат, чем соотношение издержек и выгод.

Реформы в системе здравоохранения

В последние годы во многих странах проходят реформы системы здравоохранения. Их основная цель – внедрение элементов рыночного механизма в государственный сектор. Одним из направлений является повышение роли потребительского выбора, расширение возможностей застрахованных выбирать страховщика и поставщика медицинских услуг. Одним из способов реализации поставленных задач является создание квази-рынка.

Квази-рынки, формируемые в общественном секторе, имеют целью внесение элемента конкуренции в нерыночный сектор на базе разделения покупателей и продавцов, и внедрении административной самостоятельности государственных агентов. Основная идея заключается в разделении функций финансирования и оказания медицинской помощи. Квази-рынки создаются, как правило, в отраслях, где по тем или иным причинам невозможна полная приватизация. В результате, система становится трехзвенной. Конечные потребители услуги (индивиды) получают необходимое им количество блага, но не участвуют непосредственно в его оплате, а значит – не оказывают прямого воздействия на ценообразование. Спрос на квазирынке представлен государственным агентством, которое выражает потребности населения и ведет переговоры с поставщиками о стоимости услуг. Предлагать благо на квази-рынке могут как частные поставщики, так и государственные учреждения.