Общая и частная аварии в морских перевозках

Большим своеобразием отличается ответственность сторон в отдельных видах перевозки, в частности в морской перевозке. В соответствии с многолетними традициями и законодательством о торговом мореплавании различают общую и частную аварии как специфические последствия различных неблагоприятных обстоятельств при морских перевозках.

Общей аварией (в отличие от аварии в техническом смысле) признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, – судна, фрахта и перевозимого судном груза. К общеаварийным относятся, в частности, убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, тушением пожара на судне, намеренной посадкой судна на мель, а также расходы, вызванные заходом судна в место убежища или временным ремонтом судна (ст. 286, 288, 292 и др. КТМ). Данные убытки распределяются между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия, именуемой контрибуционной стоимостью (ст. 284, 304 КТМ).

По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающих знаниями и опытом в области морского права, именуемыми диспашерами (ст. 305 КТМ).

Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, признаются частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение (п. 1 ст. 297 КТМ).

Договор транспортной экспедиции

В транспортных правоотношениях все более заметную роль играет транспортная экспедиция. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В зависимости от условий договора экспедитор является представителем или посредником клиента. Договором могут быть предусмотрены: а) обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; б) обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку или получение груза; в) другие обязанности, связанные с перевозкой. Таким образом, экспедитор в зависимости от условий договора транспортной экспедиции, регламентируемого ст. 801–806 ГК, может выступать в качестве как посредника, так и представителя клиента.