Обеспечение инновационной активности

Под инновационной активностью следует понимать комплекс мер, имеющих своей целью максимально выгодное приложение средств для создания и скорейшего внедрения инноваций. Но вопросы создания и внедрения инноваций самым тесным образом связаны с проблемой риска вложения средств в инновационную деятельность. Именно фактор риска, а точнее отсутствие его при вложении средств в добычу и экспорт энергоносителей, производство металлов, прежде всего цветных, производство удобрений и заготовку древесины предопределили отношение к инновациям в обрабатывающей промышленности как к чему-то второстепенному. Резкое возрастание экспорта указанных ресурсов, гарантия получения прибыли привели к тому, что многие производства России стали работать на экспорт. Так, алюминия экспортируется не менее 90% производимого. Между тем известно, что с позиций инноваций этот металл в ряде случаев успешно заменяет тяжелые цветные металлы и их сплавы.

Таким образом, перед управлением экономикой стоит важнейшая задача – максимально заинтересовать отечественного товаропроизводителя в инновациях при одновременном снижении риска их создания и реализации.

Данная задача может быть решена только при эффективном сочетании интересов товаропроизводителя и государства.

Товаропроизводитель заинтересован в получении прибыли на вложенный капитал, государство – в обеспечении условий своего существования. Товаропроизводитель желает, чтобы государство проводило научные исследования, помогало в организации производства и сбыта продукции. В современных условиях хозяйствования государство берет на себя расходы по созданию инноваций и обеспечивает гибкое воздействие на товаропроизводителя за счет системы льгот.

Государство должно брать на себя расходы по созданию инноваций, так как в этой сфере деятельности риск вложить средства без гарантии их окупаемости весьма велик.

Практика работы ведущих промышленных стран четко определила ведущие направления увеличения инновационной активности:

• передача разработок из военной сферы в гражданскую;

• создание технопарков за счет государства;

• малые инновационные предприятия в составе университетов и вузов;

• малые инновационные предприятия в составе институтов РАН (только для РФ, так как Академия наук имеется в России, а в ведущих промышленных странах инновационную деятельность ведут университеты).

Передача разработок из военной сферы в гражданскую весьма выгодна как государству, так и товаропроизводителю. Государство получает возможность поднять экономику страны за счет внедрения в народное хозяйство инновационных разработок, а товаропроизводители экономят средства на создание инноваций и повышают конкурентоспособность своей продукции. Отсутствие системы передачи разработок из военной сферы в гражданскую заставляет товаропроизводителей расходовать время и значительные средства. Так, в бывшем СССР не было системы передачи разработок из военной сферы в гражданскую, что наносило экономике ущерб в размере миллиардов рублей (в ценах 1980 г.) ежегодно. В США имеется закон, согласно которому через пять лет военные технологии перестают быть секретными и передаются в гражданские отрасли.

Создание технопарков за счет государства означает, что последнее берет на себя следующие расходы:

• выделение земельных участков, если земля государственная, или покупка этих участков у владельцев;

• создание на территории технопарка инфраструктуры;

• помощь в организации на территории технопарка малых инновационных предприятий через беспошлинное обеспечение импортным оборудованием, резкое снижение уровня налогообложения, а в ряде случаев и отказ от него в течение нескольких лет с момента организации малого предприятия;

• создание государственных венчурных фондов для обеспечения финансовой поддержки малых инновационных предприятий;

• подготовка специалистов, переобучение, а в случае необходимости, создание на территории технопарка высших и средних специальных учебных заведений;

• социальные льготы, в частности обеспечение работников, занятых в технопарке, дополнительными оплачиваемыми отпусками;

• привлечение иностранных специалистов для работы на предприятиях, расположенных на территории технопарка.

Но при этом государство должно соблюдать экономические интересы работников в части хорошей организации патентной работы.

Опыт работы технопарков в разных странах показал, что роль государства может быть и очень большой. Так, технопарки Сингапура и Малайзии полностью содержатся государствами и все крупные разработки, полученные в этих технопарках, являются государственной собственностью.

При создании технопарка обязательно должно соблюдаться условие: технопарк – место, где предприятия проводят исследования и создают продукцию, но не занимаются серийным производством этой продукции. Серийное производство относится к сфере деятельности товаропроизводителей на основе различных форм собственности.

Выгода товаропроизводителя от использования разработок технопарка состоит в том, что товаропроизводитель получает отлаженную технологию, может использовать работников технопарка как консультантов и в результате повышает свою конкурентоспособность, а следовательно, и прибыль. Но в этой прибыли товаропроизводитель должен быть заинтересован, что, к сожалению, в России происходит далеко не всегда. Причин много. К числу таких причин могут быть отнесены:

• желание снизить издержки не за счет инноваций, а за счет экономии по оплате труда;

• отсутствие технической базы в виде машин и оборудования, используя которые можно быстро внедрить инновации.

Последнее характерно для обрабатывающей промышленности России, где средний возраст парка машин и оборудования превышает 20 лет, а в ведущих промышленных странах – не более 10 лет. К этому фактору следует добавить дополнительные расходы на переобучение персонала, необходимость взять кредиты для этих целей. Но банковская система России, к сожалению, выступает как тормоз инновационного развития из-за предоставления кредитов на короткий срок и под высокий процент.

Малые инновационные предприятия в составе университетов и других высших учебных заведений получили широкое распространение в ведущих промышленных странах. Это объясняется рядом причин:

• определенная автономия этих учебных заведений, позволяющая Ученым советам использовать различные финансовые средства на создание малых инновационных предприятий, причем направления работы этих предприятий выбирает Ученый совет;

• сравнительно небольшая, по меркам российских преподавателей, учебная нагрузка, позволяющая заниматься научной работой;

• высокая оснащенность лабораторий в составе университета необходимым оборудованием;

• хорошая заработная плата профессорско-преподавательского состава и, следовательно, отсутствие подработок в других учебных заведениях.

В России университеты не обладают такой автономией, основная масса университетов и вузов не имеет достаточной технической базы. Сравнительно низкая оплата труда подталкивает профессорско-преподавательский состав на различные подработки по преподавательской линии. Кроме того, следует учесть, что учебная нагрузка на преподавателя высшей школы в России в два раза больше, чем в ведущих промышленных странах.