Необходимость и возможность внедрения системы бюджетного управления в организации

Бюджетное управление базируется на взаимосвязи процессов учета, анализа, планирования и контроля в организации. Бюджетированиеэто комплексный интегрированный процесс планирования и контроля хозяйственных и иных операций. Разработка бюджетов имеет своей целью реализацию стратегических установок через более детальные и конкретные процедуры, т.е. представляет собой выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной ситуации методов и приемов управления финансовыми ресурсами и денежными потоками.

Главная цель бюджетного процесса – установить, когда, где и как следует использовать различные ресурсы, чтобы организация достигла максимальной эффективности своей работы.

Основными достоинствами подхода к бюджетированию, как инструменту управления хозяйственными процессами, является мониторинг и контроль за показателями доходов, расходов, прибыли и инвестиций.

Бюджетирование имеет следующие преимущества:

• исполнять цели краткосрочного планирования и в результате этого организация оказывается на один шаг ближе к достижению глобальных целей, в соответствии с которыми происходит ее рост и развитие;

• анализировать и контролировать деятельность подразделений и организации в целом на базе конкретных показателей бюджетов соответствующих уровней;

• усилить положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива предприятия;

• координировать работу всех отделов и служб предприятия;

• минимизировать контрольные параметры планов и бюджетов, что позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени менеджмента финансово-экономических служб;

• осуществлять экономию денежных ресурсов предприятия и др.

Отдельные специалисты-менеджеры полагают, что бюджетирование применяют только для краткосрочного планирования. Однако все краткосрочные планы взаимосвязаны с планом стратегического развития, поскольку являются его составными частями, но на более короткий интервал времени. Основа определения краткосрочных целей – бизнес-план. Показатели бизнес-плана должны соответствовать параметрам бюджетов за аналогичный период (квартал, месяц) исходя из уровня детализации. Таким путем обеспечивают взаимосвязь процессов краткосрочного прогноза и долгосрочного планирования.

Недостатки бюджетирования обычно связаны с уровнем квалификации менеджеров предприятия, финансовым менталитетом собственников и специалистов, с возможностями технического воплощения и формализации бюджетов. Необходимо также отметить сложность и относительную дороговизну формирования бюджетов.

Чтобы исключить влияние негативных факторов в процессе составления и исполнения бюджетов целесообразно соблюдать следующие правила:

• бюджеты должны быть структурированными, достижимыми для понимания и достаточно подробными (представительными);

• подготовка, анализ и утверждение бюджета представляет собой единый процесс, открытый к изменениям внутренней и внешней среды и построен на базе информации, скоординированной между структурными подразделениями;

• параметры бюджетов не должны быть как слишком жесткими, так и неоправданно заниженными, что не требует усилий для достижения целей, т.е. они могут быть реальными и документально обоснованными.

Следовательно, процесс бюджетирования представляет собой инструмент управления, позволяющий повысить объективность и точность финансово-экономического планирования и оценить эффективность работы структурных подразделений организаций. Все преимущества, которые дает бюджетирование, позволяют считать данный процесс полноценной технологией общей информационно-аналитической системы управления предприятия.