Недостатки для франчайзера

1. Возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзи.

2. Негативные последствия выхода из франчайзинговой системы успешно работающих в ней франчайзи. Во-первых, это наносит вред франчайзинговой системе в целом, так как она лишается эффективно функционирующего звена. Во-вторых, франчайзи, расторгнув контракт, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который может составить конкуренцию франчайзеру.

3. Потенциально высокие затраты на построение системы франчайзинга. Обучение франчайзи бизнесу, в котором они не являются специалистами, предоставление консультаций и оказание постоянной текущей поддержки требует значительных финансовых средств.

4. Проблемы контроля над деятельностью франчайзи, так как франчайзер не является непосредственным руководителем франчайзи. Для осуществления контроля необходимо содержать большой административный аппарат. Помимо этого существует проблема предоставления франчайзеру неверной информации и искаженной бухгалтерской отчетности от франчайзи.

5. Угроза нарушения прав интеллектуальной собственности франчайзера. Франчайзи, становясь частью франчайзинговой системы, получает доступ к ноу-хау, средствам индивидуализации, изобретениям, а также другим объектам интеллектуальной собственности, и если франчайзеру не удалось разработать эффективные меры по их защите, то он может столкнуться с серьезными проблемами.

6. Неполный объем выплаты роялти или уплата роялти с опозданием. Данная угроза может быть в значительной степени минимизирована за счет установления в договоре четких сроков выплаты платежей в форме роялти, а также за счет выбора адекватной базы роялти, которая не будет подвержена манипуляциям франчайзи (в частности, установление в качестве базы роялти объема прибыли франчайзи нецелесообразно, поскольку данная величина может быть в значительной степени искажена).

Существует достаточно большое количество разных франчайзинговых систем, преимущества и недостатки основных представлены в табл. 8.4.

Таблица 8.4

Общая характеристика основных типов франчайзинга[1]

Вид франчайзинга

Преимущества для франчайзера

Преимущества для франчайзи

Предоставляемые права

Товарный

франчайзинг

Стимулирова ние сбыта продукции; получение доступа к информации о степени удовлетворения покупателей; делегирование прав на сервисные услуги

Экономия затрат на маркетинговых исследованиях; изучение рынка, на кото ром в будущем возможно создать собственное предприятие

Права реализации продукции под товарным знаком франчайзера

Производственный франчайзинг

Диверсификация хозяйственных операций

Получение производственного опыта; более тесные взаимоотношения между франчайзером и франчайзи

Передача права использования технологии производства под товарным знаком франчайзера.

При этом франчайзи становится частью технологической цепочки

Деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес- формата

Объем обязательств франчайзи довольно высок

Помощь франчайзера по различным аспектам бизнеса

Права использования технологии и товарного знака в рамках организации предприятия, занимающегося, как правило, и производством, и сбытом

Региональный франчайзинг

Возможность использования данного типа франчайзинга для

выхода на новые географические рынки

Франчайзи помимо стандартных прав получает возможность дополнительного дохода в виде роялти, выплачиваемых франчайзером за привлечение дополнительных участников системы франчайзинга в данном регионе

Передача нс только прав на использование интеллектуальной собственности, но и делегирование полномочий, таких как подбор новых франчайзи, их обучение и т.п., главному франчайзи

Субфранчайзинг

Дает преимущества регионального франчайзинга, а также позволяет избежать нарушений антимонопольного законодательства

Право продажи субфраншиз компании-франчайзера

Права использования интеллектуальной собственности; нрава предоставления субфраншиз

Конверсионный франчайзинг

Рациональная конкурентная стратегия, позволяющая превратить конкурента в партнера

Сокращение расходов на рекламу, получение доступа к налаженным контрактационным связям

Права использования коммерческой информации франчайзера, его товарного знака, а также технологий

Корпоративный франчайзинг

Позволяет франчайзеру создать масштабную франшизную сеть

Охват нескольких сфер бизнеса, включающих предприятия товарного и делового франчайзинга

Франчайзи оперирует нс отдельным франчайзинговым предприятием, а сетью франшизных предприятий