Наука

Во всех развитых странах государственная поддержка научной деятельности[1] играет важную роль. Это связано с признанием роли науки как движущей силы технологического развития, повышения производительности труда, и, как следствие, экономического роста. Сегодня экономика науки рассматривается как самостоятельная экономическая дисциплина, многие проблемы которой связаны с участием государства в производстве знаний. В данном разделе мы обсудим: является ли знание общественным благом? Почему государство финансирует научные исследования? Как оценить эффективность расходов на фундаментальную науку? Каким образом государство может стимулировать научную деятельность?

Общественный характер научного знания

На вопрос: можно ли считать научное знание общественным благом? совсем не просто дать однозначный ответ. Многие виды знаний по своей сути являются общественными благами и в полной мере отвечают двум основным свойствам общественных благ – несоперничеству и неисключаемости. К общественным благам с уверенностью можно отнести универсальные теоретические принципы, фундаментальные научные открытия, такие как научные законы (в том числе и экономические), доказанные теоремы, и многое другое. Как правило, ученые публикуют сведения о своих достижениях, после чего они становятся доступными для общества. Любой желающий может получить доступ к публикации, приложив незначительные усилия, тем самым обеспечивается выполнение принципа неисключаемости. Прочтение публикации одним человеком не снижает ее ценности для других, а во многих случаях даже наблюдаются позитивные внешние эффекты, поскольку другие исследователи, работающие в той же предметной области, получают важную для их работы информацию и экономят таким образом собственные силы. Отметим, что в ряде случаев принцип неисключаемости не является обязательной характеристикой общественного блага. Так, например, государство может сознательно исключить население из числа пользователей определенными видами знаний по соображениям секретности. Яркий пример тому – споры вокруг использования ядерной энергии в мирных целях.

Что движет учеными, когда они публикуют результаты своих исследований? Теория стимулов исследовательской деятельности (reward theory) дает несколько ответов на данный вопрос. Во-первых, Роберт Мертон еще в 1950–1960 гг. показал, что для ученых важно стать первыми в своей области (priority of discovery) и получить признание научного сообщества. При этом научное признание может проявляться в различных формах. Так, ко многим открытиям добавляется имя человека, его сделавшего – например, уже знакомые вам теорема Эрроу, парадокс Кондорсе и т.д. Мировое признание может выражаться присуждением специальных наград, например, Нобелевской премии. Публикация в престижном журнале сама по себе является признанием заслуг автора, хоть и более скромным. Без наличия публикаций ученому сложно заслужить авторитет у коллег, рассчитывать на финансирование дальнейших исследований. Во-вторых, помимо признания как такового, во многих государствах вознаграждение исследователей зависит от таких формальных показателей, как количество публикаций в реферируемых научных изданиях, индекс цитирования и т.д. (см. врез далее). Система приоритетов в фундаментальной науке построена таким образом, что она способствует распространению информации о результатах научной деятельности.