Национально-государственное строительство и образование СССР

Территориально-государственное устройство в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, к тому же с компактно проживающими этносами, отличается сложностью и уникальностью. Большевики умело использовали лозунг о самоопределении в пику белым, которые категорически выступали за единую и неделимую Россию. Сразу после Октябрьского переворота началось создание автономных республик в составе РСФСР. Создавались автономные республики (Крымская, Башкирская, Татарская, Дагестанская, Киргизская и др.), автономные области (Чувашская, Калмыцкая и др.), трудовые коммуны, например, Карельская, Немцев Поволжья. Такую форму государственного устройства нельзя считать федерацией. Поэтому РСФСР с самого начала была унитарным государством с автономиями. В 1922 г. в составе РСФСР уже числилось 10 автономных республик и 11 автономных областей. При этом во всех административно-территориальных образованиях власть строилась по единой модели, созданной в центре, а отношения между автономиями и центром строились на принципе демократического централизма, т.е. строго по вертикали.

Вслед за РСФСР советская власть была установлена на Украине, в Белоруссии, Закавказье[1]. Поскольку во всех этих странах была установлена советская власть, то естественно встал вопрос об их объединении в единое государство. Сталинский проект автономизации В. И. Ленин отверг, полагая, что повое государство должно строиться на добровольном союзе равноправных государств. Если сталинский вариант был фактически возвратом к унитарной системе, хотя и именуемой федерацией, то ленинский вариант представлял собой федерацию. В этом, безусловно, был смысл. Но Ленин считал, что субъекты федерации должны обладать правом сецессии, т.е. одностороннего права выхода из состава федерации. Сила федерации в том и заключается, что субъекты федерации заинтересованы в союзе и, прежде всего, экономически. При отсутствии рыночных отношений и при плановой экономике федерация может носить только формальный, декларативный характер.

Учредителями Союза Советских Социалистических Республик (СССР) стали РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, которая затем разделилась на три самостоятельных республики: Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР. На I съезде Советов 30 декабря 1922 г. были утверждены Декларация об образовании СССР и Союзный договор.

Декларация содержала важнейшие принципы построения СССР: добровольность, право каждой республики выходить из состава Союза и вступать в союз с другими социалистическими республиками. Последний принцип сыграл впоследствии роковую роль в судьбе СССР. В Декларации провозглашалась приверженность СССР политике мирного сожительства и братского сотрудничества народов. Однако СССР провозглашал себя оплотом борьбы против мирового капитала, способствующим объединению трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую республику.

В Союзном договоре нашли закрепление предметы ведения СССР в лице его верховных органов власти, но специально не выделялись предметы ведения субъектов федерации и сферы совместного ведения. Закреплялись высшие органы власти СССР и союзных республик, а также порядок их формирования. Был определен порядок учреждения и деятельности Верховного Суда СССР.

На Съезде был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, его Президиум в составе 19 человек, четырех равноправных председателя от каждого члена Союза (М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Н. К. Нариманов, А. Г. Червяков). ЦИК образовал СНК во главе с В. И. Лениным.

Сферой ведения Союза ССР были вопросы общего характера, касающиеся государства в целом и всех субъектов федерации в рапной мере. Союзные республики, в том числе и РСФСР, передавали центру свои полномочия в тех сферах, которые относились к исключительному ведению союзного государства. Принимаемые ими нормативные акты не должны были противоречить союзному законодательству и вторгаться в сферу компетенции федерального центра. В союзных республиках упразднялись наркоматы, ведавшие вопросами, отнесенными к союзному ведению (иностранных дел, внешней торговли, военным и морским делам, связи и др.). Были созданы наркоматы двойного подчинения (ВСПХ, продовольствия, финансов, рабоче-крестьянской инспекции, труда). Все остальные вопросы, не отнесенные к общесоюзной компетенции, союзные республики решали самостоятельно.