Налоговые доходы бюджетов территорий

В структуре налоговых доходов региональных бюджетов на долю региональных налогов приходится в среднем от 10 до 15%; в местных бюджетах за счет местных налогов формируется еще меньшая доля (3—5%) доходов. Обусловлено это ограниченным числом региональных (налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес) и местных (налог па имущество физических лиц и земельный налог) налогов, а также их низкой фискальной значимостью. Основное место в группе налоговых доходов территориальных бюджетов занимают отчисления от федеральных доходов.

Ограниченный объем доходных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований приводит к тому, что расходы территориальных бюджетов не могут быть полностью обеспечены за счет налоговых и неналоговых доходов; их недостаток восполняют межбюджетные трансферты, выделяемые регионам из федерального бюджета, а муниципалитетам из региональных бюджетов. В результате удельный вес налоговых и неналоговых доходов составлял 3/4 (или немногим более) общей величины доходных поступлений консолидированных бюджетов субъектов РФ. Это видно из следующих данных.

В рассматриваемый период доля налоговых и неналоговых доходов постепенно возрастала: с 71,6% в 2009 г. до 80,7% в 2013 г. При этом на уровень 2008 г. вышли в 2012 г. Но несмотря на этот рост, ни в одном из регионов формирование территориальных бюджетов не обошлось без привлечения межбюджетных трансфертов. Ограниченность налоговых и неналоговых доходов в территориальных бюджетах в значительной мере обусловлена тем, что преобладающая часть налоговых поступлений, будучи связанной с сырьевыми отраслями экономики, концентрируется в федеральном бюджете. На долю же нижестоящих звеньев бюджетной системы России приходится немногим более 1 /3 общей величины налоговых доходов, мобилизуемых в бюджеты всех уровней. Это хорошо видно из данных, приведенных в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ и их доля в составе консолидированного бюджета Российской Федерации в период 2008— 2013 гг.[1]

Из приведенных данных видно, что весь рассматриваемый период характеризуется положительной динамикой роста объема налоговых и неналоговых доходов: с 4,9 трлн руб. в 2008 г. до 6,6 трлн руб. в 2013 г. Одновременно с абсолютным ростом налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ наблюдается и относительное их увеличение: по отношению к общему объему доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ — с 79,3% в 2008 г. до 80,7% в 2013 г.; а по отношению к доходам консолидированного бюджета России — с 38,1% в 2008 г. до 40,3% в 2013 г. Наибольший удельный вес доходов пришелся на 2010 г. — 50,7%.

Вместе с тем региональные органы власти и муниципалитеты не обладают достаточным объемом налоговых полномочий, что не позволяет им полностью обеспечить свои расходные обязательства. Такое распределение доходов является следствием существующего ныне разграничения налоговых доходов между разными уровнями власти, которое характеризуется существенными недостатками. К их числу можно отнести два наиболее значимых по своим фискальным последствиям.

Во-первых, в состав федеральных налогов и сборов включены наиболее значимые по объему и устойчивые по поступлению виды налогов, тогда как к региональным и местным налогам отнесены налоги, отличающиеся низким фискальным потенциалом. Достаточно сказать, что в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладают федеральные налоги и сборы, на долю которых приходится 92,2% общей величины налоговых поступлений, тогда как удельный вес региональных налогов составляет 5,6%, а местных налогов — 2,2%.

Во-вторых, состав налогоплательщиков и элементы налогообложения по региональным и местным налогам устанавливаются федеральным законодательством, в то время как органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обладают ограниченными правами по их регулированию. В результате субъекты РФ и муниципальные образования не могут оказать существенного влияния на объем региональных и местных налогов, поступающих в их бюджеты.