Налоговая система Китая

Китайская Народная Республика представляет собой унитарное государство, в основе политической системы которого лежит Конституция страны, принятая в 1954 г. (с учетом изменений, внесенных в нее в 1975,1978,1982 и 1992 гг.). Эта Конституция провозгласила Китай единым многонациональным государством.

КОММЕНТАРИИ

КНР имеет сложное административно-территориальное деление. В ее состав входят:

- 31 территориальная единица первого уровня: 22 провинции, 5 автономных районов и 4 муниципалитета (города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин). С 1 июля 1997 г. в состав КНР вошел особый административный район Сянган (бывший Гонконг);

- 159 административных единиц второго уровня (120 округов, 31 автономный округ и 8 аймаков);

- 2017 административных единиц третьего уровня: 1856 уездов, 101 автономный уезд, 51 хошун, 3 автономных хошуна и 6 иных административных единиц.

Налоговая система Китая также довольно сложна. В настоящее время она насчитывает 26 видов налогов, которые, исходя из их экономической природы, могут быть сгруппированы в 8 групп (табл. 4.3).

Таблица 4.3. Основные налоги налоговой системы КНР

Группа налогов

Налог

Налоги с оборота

НДС

Налог на потребление

Предпринимательский налог или налог на предпринимательскую деятельность (Business Tax)

Подоходные

налоги

Налог на прибыль предприятий

Индивидуальный подоходный налог (подоходный налог с физических лиц)

Ресурсные

налоги

Ресурсный налог (налог на пользование природными ресурсами)

Налог на использование земель городов и городских районов (Urban and Township Land Use Tax)

Целевые (специальные) налоги

Налог на ремонт и строительство в городах (City Maintenance and Construction Tax)

Налог на пользование сельскохозяйственными угодьями (Land Appreciation Tax)

Регулирующий налог на инвестиции в основные активы {Fixed Assets Investment Orientation Regulation Tax)

Налог на передачу оцениваемой недвижимости (пошлина при продаже недвижимости)

Имущественные

налоги

Налог на приобретение транспортных средств

Налог на жилье (House Property Tax)

Налог на городскую недвижимость (House Property Tax)

Налог на наследство

Налоги на операции

Налог на использование транспортных средств (Vehicle and Vessel Usage Tax)

Налог на получение транспортных лицензий (Vehicle and Vessel Usage License Plate Tax)

Гербовый налог (сбор)

Налог на банкеты (Banquet Tax)

Налог на сделки (Deed tax)

Сельскохозяйственные налоги

Сельскохозяйственный налог (Agriculture Tax)

Налог на разведение скота (Animal Husbandry Tax)

Таможенные

пошлины

Экспортные таможенные пошлины

Импортные таможенные пошлины

Госсовет КНР устанавливает правила, в соответствии с которыми налоговые доходы распределяются на три группы - централизованные налоговые доходы (доходы Центрального правительства), местные налоговые доходы и налоговые доходы, подлежащие распределению между Центральным и местным правительствами (администрациями).

В настоящее время к доходам центра относятся налог на потребление, а также таможенные пошлины и иные налоги и сборы, собираемые при экспортно-импортных операциях.

Подлежат распределению между центром основные по объемам поступления в бюджет налоги - НДС, налог на прибыль, предпринимательский налог, налог на ремонт и строительство в городах, ресурсный налог, гербовый сбор и др.

К местным доходам относятся поступления подоходного налога с физических лиц, налог на пользование сельскохозяйственными угодьями, налог на городскую недвижимость и некоторые другие.

Совокупность нормативных правовых актов, задействованных в процессе налогообложения, включает в себя законодательные акты, принимаемые органами законодательной власти (Всекитайское собрание народных представителей), а также целую систему нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти (Государственным советом, Министерством финансов, Государственной налоговой администрацией, Таможенной администрацией и некоторыми другими органами).

Китай относится к группе стран с относительно низким уровнем налогового бремени. Так, на протяжении последних 10 лет уровень налогового бремени (оцененный как отношение общей суммы налогов, поступивших в бюджетную систему, к ВВП) не превышал 15%.

Особенностью китайской налоговой системы (понимаемой в широком значении) является наличие значительного числа неналоговых платежей, формирующих различного рода внебюджетные национальные и региональные фонды. Общая сумма поступлений в эти фонды достигает 8-9% от ВВП. И хотя формально эти платежи нельзя относить к налоговым, их наличие в целом существенно увеличивает имеющееся налоговое бремя.

На рис. 4.6 представлена динамика суммарного налогового бремени и бремени неналоговых платежей в Китае в 2007- 2010 гг.

Как видно из приведенных данных, на протяжении последних лет имела место выраженная тенденция к росту доли налоговых (и неналоговых) доходов в ВВП, что было связано с более высокими темпами роста бюджетных поступлений по сравнению с темпами роста ВВП.

Рис. 4.6. Доходы консолидированного бюджета КНР в %% от ВВП

Еще одна особенность китайской налоговой системы, являющаяся следствием самой китайской экономической модели, - отсутствие национальной системы пенсионного обеспечения (или пенсионного страхования) и, соответственно, отсутствие налогов на фонды заработной платы и платежей по социальному страхованию.

КОММЕНТАРИИ

Нельзя сказать, что в Китае вовсе нет пенсионной системы. Существуют государственные пенсии, которые получают граждане, которые работали на государственных предприятиях, в государственных организациях и учреждениях. Эти лица при уходе на пенсию получают свои пенсии в тех организациях, в которых они работали. Эти организации, в свою очередь, имеют в своих сметах соответствующие разделы - пенсии бывшим сотрудникам. Для остальных граждан единственным способом сформировать собственную пенсию является участие их самих или их работодателей в негосударственных пенсионных схемах.

Основную роль в формировании доходов бюджетной системы страны играют косвенные налоги. На долю НДС, по итогам 2009 г., приходилось 31,0% всех налоговых доходов, а налог на потребление и предпринимательский налог давали еще 8,0 и 15,1% доходов бюджетной системы. Роль налога на прибыль предприятий также в целом довольно значительна и составляет 19,4% налоговых доходов. Индивидуальный подоходный налог в целом незначителен - его доля составляет всего 6,6% (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Структура налоговых доходов КНР (по итогам 2009 г.)

Особенностью китайской налоговой системы в настоящее время является относительно равномерное распределение налоговых поступлений между государственным и местными бюджетами. Так, в 2009 г. в государственный бюджет поступало 56,1% всех налоговых доходов, а в местные бюджеты - 43,9%.

Остановимся на основных налогах китайской налоговой системы более подробно.