Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с лишением свободы

Наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний. Из года в год растет и доля осужденных к таким видам наказания. Согласно статистическим данным, за последние несколько лет количество осужденных без изоляции от общества составило около двух третей от общего числа осужденных. Весьма значителен уровень применения и иных мер уголовно-правового воздействия.

Исполнение наказаний в виде исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, а также осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым отбывание наказания отсрочено, в соответствии со ст. 16, 47.1, 177 и 187 УИК возложено на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России (далее – УИИ или инспекции).

Эффективность надзора в первую очередь зависит от знания уголовно-исполнительного законодательства, методики проведения проверок и умения применять эти знания в практической работе. В связи с этим при подготовке к проверке прокурор должен тщательно изучить действующее законодательство, приказы и указания Генпрокурора РФ, ведомственные правовые нормативные акты, регламентирующие деятельность УИИ, ознакомиться с жалобами и заявлениями состоящих на учете в УИИ лиц, предложениями, данными по результатам предыдущей проверки, выполнение которых надлежит контролировать. Прокурору следует систематически анализировать статистические данные и другие материалы, касающиеся УИИ, оценивать состояние законности и, в зависимости от результатов, планировать проведение проверок как наиболее действенной формы осуществления надзора.

Согласно приказу Генпрокурора от 30.01.2007 № 19 проверки исполнения законов в УИИ следует проводить ежеквартально. При наличии сведений о нарушениях законности, в случае чрезвычайного происшествия прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. При этом проверка может носить как комплексный, так и целевой характер.

В соответствии с поставленной задачей прокурор составляет план проведения проверки УИИ с перечнем вопросов, подлежащих выяснению. В плане предусматриваются сроки ее проведения, привлечение специалистов и проверяемые ими конкретные вопросы. Готовятся задания должностным лицам инспекции но подготовке и предоставлению требующихся сведений, материалов, документов. При подготовке к проверке следует исходить из того, что исполнение наказаний и иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, включает в себя: а) ведение учета осужденных; разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания; б) привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда; в) осуществление контроля за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных судом на них обязанностей и запретов; г) осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; д) проведение воспитательной и профилактической работы; е) проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных, а также установлению места нахождения условно осужденного и причин уклонения от контроля; привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.