Монополия и эластичность спроса

(12.1)

Рис. 12.11. Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста:

D – спрос; MR – предельный доход; МС – предельные издержки без учета налога; МС1 – предельные издержки с учетом налога

Как влияют налоги на поведение монополиста?

Часть высоких прибылей, которые получает монополист, представляющих собой следствие его монопольного положения на рынке, изымается государством. Одна из форм такого изъятия – налоги. С помощью налогов государство пытается перераспределить сверхприбыль монополиста, направить ее часть на финансирование мероприятий, имеющих общенациональное значение. Однако такие налоги, помимо ограничения сверхприбыли монополиста, оказывают влияние и на потребителей, поскольку монополист имеет возможность переложить на них часть налогового бремени.

Поскольку налог увеличивает предельные издержки, их кривая МС сместится влево и вверх в положение МС1 (рис. 12.11), фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.

Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчитать, используя формулу (12.1). Если эластичность спроса, к примеру, составляет 1,5, тогда

(12.2)

При этом после введения налога цена увеличится на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога. Поэтому, если спрос на продукцию монополиста имеет низкий показатель эластичности, его бремя ляжет в основном на потребителя.

Оценка рыночной власти

Эластичность спроса – важный фактор, ограничивающий рыночную власть фирмы на рынке. Если имеем дело с чистой монополией, эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии остаются государственной собственностью.

Однако чистая (абсолютная) монополия встречается достаточно редко; как правило, либо рыночная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос, на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность признается определяющей оценкой рыночной власти фирмы.

В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, на нее влияют следующие факторы.

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичным будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

Для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, а для фирмы, обладающей рыночной властью, цена выше предельных издержек, поэтому величина, на которую цена превышает предельные издержки, может служить мерой рыночной власти. Для измерения отклонения цены от предельных издержек используют так называемый коэффициент Лернера:

Значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше этот коэффициент, тем сильнее монопольная власть. В свою очередь, степень монопольной власти находится в обратной зависимости от эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем выше эластичность, тем слабее монопольная власть.

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы и есть та информация, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки концентрации продавцов на рынке применяется индекс Герфиндаля:

где H – показатель концентрации продавцов на рынке; р1, р2, ..., pi, ..., рn – процентная доля фирм на рынке.

Пример. Оценим степень монополизации рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит:

в первом случае Н = 802 + 6,672 + 6,672 + 6,672 = 6533;

во втором случае Н = 252 • 4 = 2500.

В первом случае степень монополизации рынка выше.

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Рыночная власть и, соответственно, доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

Существуют и другие причины, способствующие усилению рыночной власти отдельных фирм. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др. Важнейший барьер для притока новых фирм – существующая процедура лицензирования их деятельности.