Модель покупок

Современные исследователи Б. МакКаллум (McCallum, 1987) и К. Дауд (Dowd, 1990) предложили рассматривать решения индивида относительно денег не изолированно, как это предполагается в предыдущих концепциях, а на основе общей модели благосостояния человека.

Использование денег при покупках ведет к существенной экономии времени индивида. Оптимальное поведение человека означает, что он делает выбор между временем работы и свободным временем на основе максимизации индивидуальной функции полезности:

где С – объем потребительских товаров и услуг, доступных индивиду на получаемый им доход; R – свободное время; L – время работы.

Чем больше человек работает, тем выше его доход – но тем ниже его возможности по использованию этого дохода, так как его свободное время сокращается пропорционально росту времени работы.

Вместе с тем потребление индивида С представляет собой функцию от цен товаров и услуг (Р) и времени, затрачиваемым на совершение покупок (t):

Причем – чем больше времени требуется для совершения покупок, тем меньший объем покупатель может приобрести. Усталость человека от хождения по магазинам и ограниченность времени в целом (в том числе для покупок) снижают результативность приобретений.

Какую роль здесь играют деньги?

Когда у человека много денег (во всяком случае, их достаточно для оплаты всех желаемых изделий), время на совершение покупок сокращается, индивиду нет необходимости совершать несколько походов в магазин, если он может приобрести требуемое за один раз. Когда денег не хватает, одного раза может оказаться недостаточным, индивиду придется совершить несколько походов в магазин, возможно, разнесенных во времени.

Таким образом . Поэтому – чем больше денег у индивида, тем выше объем его потребления, и тем выше его благосостояние. Деньги оказываются важным элементом индивидуальной функции полезности U = U(M), но не потому, что имеют ценность сами по себе, а исключительно благодаря тому факту, что они сокращают время покупок.

Мотив предосторожности

Получение дохода и необходимость купить товар или оплатить услугу не всегда совпадают по времени. Расходы могут превышать единовременный доход, или возникают непредвиденные расходы. Для всех подобных случаев требуются особые деньги – деньги, откладываемые из предосторожности.

Роль объема сделок

Спрос на деньги по мотиву предосторожности связан с транзакционным спросом. Чем большее число сделок совершает человек, тем выше риск оказаться без нужной суммы в момент благоприятного изменения цен или появления новой возможности для трансакции. Поэтому индивид будет желать откладывать в фонд предосторожности количество денег пропорционально объему денег, необходимому для трансакций:

где .

Или по-другому:

Коэффициент пропорциональности (доля мотива предосторожности в транзакционном спросе на деньги) не остается неизменным. Его величина будет меняться в зависимости от состояния дел в экономике. Чем лучше экономическая конъюнктура – легко найти желаемую работу, доходы растут, появляется много новых товаров и услуг – тем надежнее чувствует себя потребитель, тем меньшую долю номинального дохода он будет оставлять в качестве предосторожности. Если же в экономике начинается спад, и многие люди теряют работу или вынуждены соглашаться на более низкую оплату своего труда, фирмы закрываются, товары не продаются, то у людей будут преобладать пессимистические ожидания, неопределенность будущих планов возрастет, и каждый решит все большую долю оставить для предосторожности.