Моделирование процесса

Педагогика существенно продвинулась в своих поисках, овладев метолом системного моделирования. Под моделированием (от лат. modulus – мера, аналог, образец) понимается способ замены реального объекта (процесса) другими средствами или способами (компьютерными, математическими, графическими и т.д.), сохраняющими реальность оригинала, позволяющими выделить и исследовать только тс объекты и связи между ними, которые нас интересуют. В качестве мощного познавательного метода моделирование используется как для общего представления явлений и процессов, так и для детального рассмотрения их отдельных частей. Немало моделей учебно-воспитательного процесса создано специально для анализа связей, возникающих между компонентами системы. Особое значение имеют информационные, организационные, коммуникативные связи, проявляющиеся в процессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуляции). Во многих случаях полезно учитывать причинно- следственные связи, выделяя среди них наиболее существенные. Например, анализ причин недостаточной эффективности эдукационного процесса позволяет обоснованно проектировать будущие изменения, избегать повторения допущенных ошибок. Небесполезным оказывается учет глубинных связей, например генезисного характера, выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании.

Последние десятилетия развития педагогической теории характеризуются стремлением выделять функциональные связи между объектами эдукационных систем, использовать для их анализа и описания формализованные средства. Ощутимые результаты это приносит пока лишь при изучении простейших актов обучения и воспитания, характеризующихся взаимодействием минимального числа факторов. При попытках функционального моделирования более сложных, приближающихся к реальным многофакторных педагогических процессов очевидна чрезмерная схематизация действительности, не приносящая заметной пользы познанию. Указанный недостаток упорно преодолевается: используются более тонкие и точные формализованные описания процесса, в педагогические исследования внедряются новые разделы современной математики, осуществляется моделирование процессов с помощью современной вычислительной техники.