Внешние функции государства

Внешних функций у российского государства значительно меньше, чем внутренних, и количество их в учебной литературе определяется неоднозначно. Целесообразно назвать и охарактеризовать три наиболее значимые внешние функции.

Функция мирного сотрудничества с государствами мирового сообщества. Россия как крупнейшее европейско- азиатское государство поддерживает добрососедские отношения со всеми странами мирового сообщества. Функция мирного сотрудничества с государствами мирового сообщества является многоплановой и включает в себя сотрудничество в сфере экономики, политики, обороноспособности, культуры, защиты прав и свобод граждан в своей стране и за рубежом. Важнейшей составной частью этой функции является международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.

В настоящее время в данной функции довольно четко различаются два аспекта.

1. Развитие и укрепление многосторонних связей с государствами – участниками СНГ. Особенность этих отношений в том, что государства, входящие в состав СНГ, в недавнем прошлом вместе с Россией составляли цельное союзное государство. Единое экономическое, политическое, территориальное пространство обусловили тесное многостороннее сотрудничество и взаимодействие. Распад СССР болезненно сказался на этих отношениях, к тому же на территории бывших союзных республик – ныне независимых зарубежных государств – оказалось большое количество русского и русскоязычного населения. Экономические интересы России и необходимость защиты прав и интересов этого населения объективно обусловливают установление более тесных отношений Российской Федерации с государствами – участниками СНГ.

2. Сотрудничество с государствами дальнего зарубежья. Эти государства по уровню развития, экономическому, военному, социальному и культурному потенциалу значительно различаются. А в прежние годы советское государство с сильными, развитыми государствами находилось в состоянии определенного, в том числе военного, противостояния, стремясь в то же время к мирному сосуществованию. С менее развитыми и слаборазвитыми государствами отношения строились по-иному. Им оказывалась разнообразная помощь.

Современное российское государство строит свои отношения с другими государствами на основе международных соглашений. Оно является членом важнейших международных организаций, прежде всего ООН и ее важнейшего органа – Совета Безопасности, а также членом специализированных учреждений ООН: Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); МОТ; Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и др.

С 1996 г. Россия – член Совета Европы. Большую пользу приносит нашему государству членство в Международной организации криминальной полиции – Интерполе.

В рамках этих и иных организаций, на основе международных договоров российское государство строит свои отношения с другими государствами планеты, вносит свой посильный вклад в развитие добрососедских отношений и мирного сотрудничества с другими государствами мирового сообщества.

Функция интеграции в мировую экономику. Рассматриваемая функция получила свое развитие в последние годы. Реформы в России на основе рыночной экономики позволили по-новому строить отношения с зарубежными государствами в сфере экономики, предпринимательства, торговли, бизнеса, научно-технического прогресса. Такие отношения строятся на условиях равенства и взаимовыгодного сотрудничества.

Разработано и принято обширное российское законодательство, составляющее правовую базу осуществления данной функции.

Россия вступила почти во все международные организации, занимающиеся проблемами мировой экономической интеграции.

ОГЛАВЛЕНИЕ функции интеграции в мировую экономику включает в себя:

– осуществление различного рода экономических, финансовых проектов совместно с другими государствами (строительство газо- и нефтепроводов, линий электропередач, совместных предприятий, реализация программ освоения космоса и др.);

– привлечение зарубежных инвестиций в российскую экономику и посильное инвестирование зарубежных предприятий (главным образом государств СНГ);

– внешняя торговля с зарубежными странами, которая должна строиться на полном юридическом равенстве партнеров и взаимной выгоде;

– взаимное кредитование экономических проектов и программ.

Процесс интеграции России в мировую экономику неизбежен и постоянно будет развиваться и расширяться, что свидетельствует о значимости рассматриваемой функции.

Функция обороны присуща каждому государству, хотя в каждом из них ее уровень, качество и объем различны. Когда речь идет об обороноспособности государства, то имеется в виду степень готовности государства отразить любую агрессию. Непосредственно обороноспособность государства зависит от количественного и качественного состава вооруженных сил и мобилизационных возможностей страны.

В основе функции обороны лежит определенная военная доктрина. Она представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности государства.

Ныне действующая Военная доктрина РФ утверждена Указом Президента РФ от 05.02.2010 № 146. Она является документом переходного периода – периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы межгосударственных отношений. Военная доктрина РФ носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Статья 1 Закона РФ от 31.05.1996 № 61 -ФЗ "Об обороне" под обороной понимает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ "Об обороне" Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является Президент РФ. Вся текущая работа по осуществлению рассматриваемой функции возложена на Минобороны России. В состав Вооруженных Сил страны включаются: Сухопутные войска; Военно-воздушные силы; Военно-морской флот; Ракетные войска стратегического назначения; Войска Воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска; Тыл Вооруженных сил. В необходимых случаях к обороне привлекаются и другие войска: пограничные, железнодорожные, МЧС и др.

Военная служба в рядах Вооруженных Сил в соответствии с ч. 1 ст. 59 Конституции РФ и Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-Φ3 "О воинской обязанности и военной службе" является обязательной. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные к службе по состоянию здоровья и не имеющие права на отсрочку от службы, подлежат обязательному призыву на военную службу. Помимо этого законодательно закреплен и осуществляется другой способ комплектования Вооруженных Сил – добровольный (по контракту) или в качестве курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-Φ3 "Об альтернативной гражданской службе" гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.