Лекция 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ

В международных перевозках особое место отводится перевозкам в смешанном сообщении, которые получили достаточно широкое распространение во внешнеэкономической торговле. Сметанным перевозкам присущ более сложный характер организации в связи с вовлечением в процесс перевозки двух и более видов транспорта.

Международная смешанная перевозка – это транспортировка груза не одним видом транспорта, связанная с пересечением границы. Наиболее широко в ней представлены автомобильный, морской и железнодорожный транспорт. Обычно груз доставляется в порт или на железнодорожную станцию автомобильным транспортом. С конечного пункта морской или железнодорожной части перевозки он вывозится на склад получателя также, как правило, автомобильным транспортом. Возможна и более сложная цепочка транспортировки груза с включением в нее других видов транспорта. Каждый вид транспорта обладает особенностями, которые необходимо учитывать при смешанных перевозках. Большое значение приобретает организация и осуществление перевалки груза с одного вида транспорта на другой.

Отличие международной смешанной перевозки от внутренней заключается в том, что она связана с пересечением границы, что приводит к необходимости подготовки дополнительного комплекта документов для выполнения таможенных, санитарных и иных административных формальностей на приграничных пунктах.

Международные смешанные перевозки осуществляются по единому транспортному документу, именуемому документом смешанной перевозки. Он удостоверяет договор смешанной перевозки, принятие груза оператором смешанной перевозки в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями договора. В случае когда основным перевозчиком выступает морской транспорт, единым транспортным документом является прямой смешанный коносамент. В него дополнительно включаются положения, отражающие специфику смешанных перевозок, прежде всего о порядке перевозки груза, об условиях ответственности участников перевозочного процесса.

Операторы международных смешанных перевозок

Развитие международных смешанных перевозок способствовало появлению среди участников перевозочного процесса оператора смешанных перевозок, который стал, по сути, ключевой фигурой, обладая весьма широким кругом полномочий. Пользуясь приемами транспортной логистики, оператор реализует системный подход к организации и осуществлению доставки груза в пункт назначения. Он берет на себя: 1) проработку оптимального маршрута следования груза; 2) выбор видов транспорта, конкретных перевозчиков, способов транспортировки; 3) оформление всех необходимых документов; 4) осуществление погрузки-выгрузки груза, перевалочных работ; 5) хранение груза. Более того, оператор может сам выполнить часть перевозки или всю перевозку.

Организуя смешанную перевозку, оператор выдает единый транспортный документ на весь путь следования груза и берет на себя ответственность перед грузовладельцем в связи с перевозкой.

Важный вопрос, затрагивающий обеспечение исполнения оператором обязательств по смешанной перевозке, – это его ответственность. Она базируется на принципе вины. При этом, как правило, действует система так называемой сетевой ответственности. Суть ее заключается в том, что при установлении места нарушения договора смешанной перевозки оператор несет ответственность по международным транспортным соглашениям (или национальному законодательству), действующим в этом месте. Если нарушения совершены в нескольких местах, оператор будет нести ответственность на основании разных нормативных источников.

В литературе рассматриваются различные классификации операторов смешанных перевозок. В зависимости от видов используемых в смешанных перевозках транспортных средств их можно подразделить на автомобильно-железнодорожных, железнодорожно-морских, авиационно-автомобильных операторов и др.

В пределах такой классификации на первый план выходят вопросы специализации операторов, что в конечном итоге способствует повышению их профессионализма.

Операторы могут быть также классифицированы по региональному признаку осуществления смешанных перевозок. На базе этого признака можно выделить операторов, работающих в Западноевропейском, Восточноевропейском регионах, в Скандинавских странах, Среднеазиатском, Дальневосточном регионах и т.д. В рамках регионов, групп стран, транспортных коридоров на деятельность операторов в определенной степени влияют природно-климатические факторы, уровень технической оснащенности перевозчиков, технологических и производственных сфер и т.п.

В зависимости от того, кто непосредственно осуществляет перевозку груза, операторы классифицируются на операторов, не исполняющих перевозку, операторов, частично исполняющих перевозку, и операторов, полностью исполняющих перевозку груза. Участие оператора непосредственно в перевозке груза зависит от его возможностей и специализации.

Правовой статус оператора международных смешанных перевозок регламентирован в проекте Соглашения о международных смешанных перевозках грузов (ТСМ), который был подготовлен в 1970 г. И хотя этот документ не был принят, ряд его положений, в том числе касающихся ответственности оператора, нашел отражение в проформах прямых смешанных коносаментов, других транспортных документах. Многие идеи Проекта получили реализацию в Конвенции о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.

Рост международных смешанных перевозок вызван не только расширением внешнеторговых связей, но и неоспоримыми преимуществами для их участников и представляемых ими стран. Для участников, прежде всего для грузовладельца, – это в первую очередь существенное упрощение организационно-оформительских процедур смешанных перевозок. Что касается стран, представляющих участников этих перевозок, то к таким преимуществам относятся рост национального дохода, развитие транспортных артерий, отвечающих международным стандартам, совершенствование транспортной инфраструктуры, перевозочных средств.