Международные факторы создания Союзного государства

Важнейшими тенденциями современного мира являются международная экономическая интеграция, усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик как результат международного разделения труда, развития внешней торговли и международных экономических отношений в целом. При этом наибольшее распространение получила региональная экономическая интеграция в форме региональных экономических сообществ. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок.

Степень экономической интеграции государств может быть различной. В теории международной экономической интеграции различают четыре ступени или последовательных этапов развития интеграционных процессов:

1) зона свободной торговли. Это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли товарами (или их определенной группой) в течение ряда лет путем взаимного снижения либо постепенной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений;

2) таможенный союз. Он предполагает замену таможенных территорий нескольких государств одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создание единого внешнего таможенного тарифа;

3) единый, или общий, рынок. Эта форма международной интеграции в дополнение к условиям функционирования таможенного союза предполагает свободное перемещение не только товаров, но и факторов производства (капитала, рабочей силы и информации), а также создание единых органов управления;

4) экономический союз. Здесь к вышеперечисленным условиям общего рынка добавляются унификация кредитно-денежной и социальной политики, единая стратегия строения экономического развития и налогообложения. При полной экономической интеграции экономический союз дополняется также валютным союзом.

Региональные экономические сообщества

Межгосударственные экономические объединения существуют во всех регионах мира: в Европе (Европейский Союз, Балтийская зона свободной торговли[1]), в Азии (АСЕАН, Бангкокское соглашение[2]), в Северной Америке (НАФТА), в Южной Америке (Центральноамериканский общий рынок[3], Андский общий рынок[4], МЕРКОСУР), в Африке (Африканское экономическое сообщество, ЭКОВАС[5], КОМЕСА[6], САДК[7], ЮДЕАК[8] и т.д. При этом большинство региональных экономических сообществ являются одновременно и политическими союзами государств.

Дадим краткую характеристику наиболее крупным региональным союзам.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

Одной из крупнейших региональных организаций в мире является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of South East Asion Nations), или АСЕАН. Организация была создана в 1967 г. на конференции министров иностранных дел пяти стран: Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Договорное оформление Ассоциации произошло в 1976 г. в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН[9]. В настоящее время состав АСЕАН кроме государств-учредителей входят: Бруней Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа — Новая Гвинея. Заявку на получение статуса наблюдателя в 2002 г. также подал Восточный Тимор.

АСЕАН провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций и схемы Промышленного сотрудничества. В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, — полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.[10]

Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств и правительств, которая на основании Сингапурской декларации 1992 г. должна проводиться регулярно каждые три года. Вторым руководящим органом является Конференция министров иностранных дел, созываемая ежегодно поочередно в каждой из стран — членов АСЕАН. Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны — устроительницы очередного саммита министров иностранных дел. Кроме министра-председателя в Постоянный комитет входят послы остальных государств — членов АСЕАН. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем, а также 11 постоянных отраслевых комитетов (по торговле, промышленности, сельскому хозяйству, транспорту, финансам и др.). Проводятся периодические встречи министров экономики, труда, социального обеспечения, образования, информации. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. АСЕАН очень интересна как организация, в которой найден взаимоприемлемый механизм формирования зоны свободной торговли и зоны инвестиций путем введения дифференцированных условий для стран с различным уровнем экономического развития.

НАФТА

В Северной Америке с 1 января 1994 г. действует заключенное 17 декабря 1992 г. Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement). Основные положения НАФТА включают снижение либо полную отмену таможенных пошлин в торговле между США, Мексикой и Канадой, защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику, открытие для американских компаний мексиканских рынков финансовых и страховых услуг, мексиканского рынка телекоммуникационных услуг и оборудования, отмену Мексикой в пользу США и Канады ограничений по инвестициям в экономику этой страны (распространение национального режима). Предусмотрено предоставление странами — участницами НАФТА взаимных уступок по вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность. В целом Соглашение открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы[11].

Особенностью НАФТА является то, что данное соглашение распространяется на огромную территорию с населением 370 млн человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США.

Опыт функционирования Североамериканской ассоциации свободной торговли доказывает возможность взаимовыгодного экономического сотрудничества малых и крупных государств, что необходимо учитывать при построении Союзного государства России и Белоруссии, в котором, как и в НАФТА, государства-партнеры (Россия и Белоруссия) по территориальным, демографическим и экономическим показателям существенно разнятся.

МЕРКОСУР

Еще один пример успешного политико-экономического регионального сотрудничества — Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), объединяющий Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, Венесуэлу, действующий с 1991 г. Руководство МЕРКОСУР осуществляется Советом общего рынка (в составе министров иностранных дел), а также Группой общего рынка — исполнительным органом, функционирующим постоянно и имеющим административный секретариат со штаб-квартирой в столицу Уругвая Монтевидео. Кроме того, организованы десять технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Договором о создании МЕРКОСУР предусматриваются отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле; свободное движение капиталов и рабочей силы; введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза; координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, в валютно-финансовой сфере; унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон; единый порядок определения происхождения товаров. Договор МЁРКОСУР предписывает взаимную отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли оружием, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также мер, направленных па защиту здоровья и нравственности граждан, национального и культурного достояния государств-членов. На внешних границах блока с 1995 г. действуют общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран[12].

МЕРКОСУР стала противовесом США в Латиноамериканском регионе, средством ослабления экономического влияния США на государства — члены МЕРКОСУР. Если в середине 1990-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше тянутся к блоку НАФТА, то сейчас ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой перспективе южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА, простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива. В целом можно заключить, что МЕРКОСУР — это пример того, как экономическая интеграция позволяет государствам обретать политическую силу в регионе.

Европейский Союз

Наиболее тесной в современном мире интеграции государства достигли в рамках Европейского Союза. В настоящее время в ЕС входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Великобритания, Чехия, Кипр, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения. Кроме того, в качестве государств — кандидатов в члены Европейского Союза рассматриваются Турция, Македония, Хорватия.

Союз создавался поэтапно, путем перехода от более узких сфер интеграции к более широким. На первом этапе, в 1950-е гг., были учреждены европейские сообщества, основной задачей которых выступало создание и регулирование общего рынка западноевропейских стран: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)[13], Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)[14] и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)[15]. Наиболее важной из указанных организаций является ЕЭС, учрежденное в целях создания общеевропейского рынка и прогрессирующего сближения экономической политики западноевропейских государств.

Следующим этапом в подготовке создания Европейского Союза стало учреждение в 1970 г. специального механизма для координации внешнеполитической деятельности государств-членов в целях сформировать европейскую внешнюю политику, — Европейское политическое сотрудничество (ныне Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза — ОВПБ). Начиная с 1975 г. государства-члены также приступили к разработке совместных мер по борьбе с преступностью и другими правонарушениями: сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО), прежнее название (до 1 мая 1999 г.) — сотрудничество в области правосудия и внутренних дел[16].

Все три сферы и механизма интеграции на основании подписанного в Маастрихте в 1992 г. Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора[17]) были объединены в рамках единой интеграционной организации. В основу Европейского Союза положен так называемый коммунитарный метод (или метод Шумана — Моне[18]), заключающийся в создании наднациональных (надгосударственных) политических институтов, наделенных реальными властными полномочиями. Согласно этой концепции надгосударственные институты управляют вначале отдельными отраслями, а затем все более широкими сферами общественной жизни за счет постепенной уступки государствами своих суверенных прерогатив (прежде всего в вопросах законотворчества, но также в рамках административной деятельности и судопроизводства). Таким образом, происходит постепенное слияние государственных суверенитетов, которые в современной Европе все чаще реализуются странами не поодиночке, как в прошлом, а через единый механизм политической власти в рамках Европейского Союза. Решения ЕС обладают верховенством по отношению к внутреннему законодательству государств и наделяют правами и обязанностями непосредственно их граждан, одновременно обладающих гражданством Союза в целом[19].

К настоящему времени Европейский Союз из чисто регионального экономического сообщества фактически превратился в государственное образование с федеративными признаками, к которым, в частности, относятся:

1) собственная правовая система (право Европейского Союза). Кроме того, по данным статистики на сегодняшний день примерно 60% законодательства государств — членов ЕС базируется на правовых актах последнего. В отдельных странах (например, в Бельгии) этот показатель достигает 70%. В целом же, по оценкам специалистов, в прямой или косвенной зависимости от законодательства Союза находятся примерно 80% нормативных предписаний его государств-членов[20];

2) европейское гражданство (гражданство Союза);

3) единое экономическое пространство;

4) единая денежная единица евро (за исключением некоторых государств);

5) законодательные, административные и судебные институты, включая орган народного представительства, избираемый напрямую гражданами.

Система управления Европейского Союза включает ряд институциональных органов. Европейский парламент — общий законодательный и представительный орган Союза. Совместно с Европейским советом (высший исполнительный орган Союза) Европарламент принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов и др. Европейский совет собирается в составе глав государств и правительств стран-участниц не реже двух раз в год. Здесь принимаются принципиальные решения относительно основных направлений экономической политики государств-членов. Совет Европейского Союза (Совет министров) — орган, принимающий основные решения по вопросам текущей политики. Комиссия европейского сообщества — центральная институциональная структура, которой в системе органов Союза принадлежат и исключительное право законодательной инициативы, и определенные исполнительные полномочия, и функция политического контроля за соблюдением основополагающих договоров прочими участниками процесса принятия решений в Евросоюзе. Суд Европейского Союза следит за соблюдением союзного законодательства на территории государств-членов, наблюдает за единообразием применения правовых документов, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и вносит решения по вопросам применения законодательных норм Европейского Союза, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами. Постановления Суда Евросоюза носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.

Союзное государство России и Белоруссии как региональное экономическое сообщество

Прежде всего оно также является региональным экономическим сообществом: роль Союзного государства как политического и военного Союза России и Белоруссии второстепенна. Согласно ст. 2 Союзного договора одними из целей создания Союзного государства являются создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом принятая в целях реализация Союзного договора Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь в основе своей нацелена именно на достижение полноценной экономической интеграции России и Белоруссии[21].

Сравнительный анализ положений Союзного договора с принципами организации Европейского Союза приводит к выводу, что Европейский Союз — это именно та модель, которая была принята за основу строящегося Союзного государства России и Беларуси: провозглашено создание единого экономического пространства, единого валютного союза, создание властных органов Союзного государства, в том числе представительного органа — Парламента Союзного государства и др. Таким образом, в целом можно заключить, что создание Союзного государства вписывается в современные мировые процессы, характеризующиеся увеличением роли региональных экономических сообществ. Кроме того, опыт существования таких сообществ показывает возможность объединения на их основе самых разных по масштабу территории, количеству населения, уровню экономическо-социального развития государств.