Международное право и международные социальные и профессиональные стандарты

Современное международное право уделяет большое внимание разработке положений, устанавливающих уважение к правам и свободам человеческой личности. Международное сотрудничество по правам человека особенно активно стало развиваться после принятия в 1945 г. Устава ООН. В самом Уставе ООН ставилась цель осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В 1948 г. ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, положившая начало разработке нормативных положений о конкретных правах человеческой личности. Декларация содержит широкий перечень гражданских и политических прав, социально-экономических и культурных прав и коллективных прав, или прав народов. В 1966 г. в ООН были приняты два международных документа, которые в отличие от Всеобщей декларации прав человека являлись международными договорами и, следовательно, носили юридически обязательный характер для своих участников. Это Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах человека. Разработка и принятие указанных международно-правовых документов ознаменовали наступление новой эпохи в развитии международных отношений. Эта эпоха характеризуется тем, что международное сообщество осознало всю опасность нарушений прав человека и решило создать на международном уровне систему их защиты. За время существования ООН был принят целый ряд важнейших международных договоров в этой сфере, заложивших юридические основы международного сотрудничества по правам человека. Среди них можно отметить Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. регламентирует такие права, как право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на создание профсоюзов, на социальное обеспечение, на определенный жизненный уровень и медицинскую помощь, на образование и участие в культурной жизни и др. Со своей стороны, Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает право на жизнь, запрещение рабства, запрещение принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу от произвольного ареста, право на свободное передвижение, равенство перед судом, свободу мысли, совести и религии, запрещение пропаганды войны, право на мирные собрания, свободу ассоциаций, право избирать и быть избранным, равенство перед законом и др. В 1989 г. был принят Второй факультативный протокол к данному пакту, направленный на отмену смертной казни.

В разработке и принятии норм, касающихся защиты прав человека, наряду с ООН участвует ряд других международных организаций. Так, Международная организация труда (МОТ) принимает рекомендации и конвенции, охватывающие вопросы отмены принудительного труда, запрещения дискриминации в области труда, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны и гигиены труда.

Для того чтобы обеспечить осуществление на территории государств-участников положений о правах человека, закрепленных в международных соглашениях, в международном праве сформированы специальные механизмы защиты прав человека. В частности, различаются два основных вида международных контрольных механизмов: институционные механизмы, созданные в рамках международных организаций, и конвенционные (или договорные) механизмы, учрежденные на основе соответствующих положений международных соглашений по правам человека. К первому виду можно отнести Совет по правам человека ООН, который подотчетен Генеральной Ассамблее ООН. Это межправительственный орган, поскольку в него входят представители правительств государств — членов ООП, который рассматривает отчеты государств о состоянии прав человека (универсальные периодические отчеты) и делает по ним свои рекомендации.

Ко второму виду относятся органы, создание которых предусматривается большинством международных соглашений о правах человека. Эти органы наделяются полномочиями контролировать выполнение положений данных соглашений на территории их государств. Например, на основе Международною пакта о правах человека создан и действует Комитет по правам человека, который состоит из независимых экспертов и выполняет функции контроля за соблюдением государствами обязательств по пакту. Этот Комитет, в частности, рассматривает доклады государств, межгосударственные и индивидуальные жалобы. Индивидуальные жалобы, согласно Первому факультативному протоколу к пакту 1966 года, принимаются и рассматриваются только в том случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся, является участником пакта и указанного Факультативного протокола. В результате такого рассмотрения Комитет выносит рекомендации, которые, не являясь юридически обязательными актами, тем не менее в основном государствами-участниками выполняются.

Исключением на общем фоне договорных органов выглядит Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, учрежденный решением Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) в 1985 г. для контроля за соблюдением положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Данный Комитет ООН является вспомогательным органом ЭКОСОС — одного из главных органов ООН. Его основной функцией является рассмотрение докладов государств — участников пакта о принятых ими мерах по претворению в жизнь экономических и социальных прав, признанных в этом международном договоре, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. Основная форма его работы — получение докладов и других материалов от государств — участников пакта и на основании их изучения направление государствам-участникам конкретных рекомендаций. К функциям этого Комитета относится также формулирование замечаний общего порядка, которые делаются в форме разъяснений положений пакта и призваны помочь государствам-участникам претворять в жизнь его положения.

Регламентация прав человека происходит не только на универсальном, но и на региональном уровнях, т.е. в отдельных регионах Земного шара. В Европе в 1950 г. Государства — члены Совета Европы приняли Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В эту Конвенцию были включены такие права, как право на жизнь, запрещение пыток и рабства, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, право на тайну корреспонденции, право на свободу выражения своего мнения, право на свободу мирных собраний и объединений, право на эффективные средства правовой защиты, право на уважение собственности и др. Положения Конвенции дополняются путем принятия протоколов к ней, в которых формулируются новые права, не предусмотренные в Конвенции. Для обеспечения реальной и эффективной защиты прав и свобод человека, установленных в Конвенции, был учрежден специальный международный орган — Европейский суд по правам человека, который рассматривает жалобы физических лиц или негосударственных организаций любой формы собственности на нарушение органами государств — участников Конвенции или их должностными лицами гарантированных этим документом прав и свобод. Россия стала участником Европейской конвенции о защите прав и основных свобод в 1998 г.

В 1961 г. государства — члены Совета Европы приняли Европейскую социальную хартию, которая впоследствии была расширена за счет трех протоколов. В Социальной хартии установлен ряд важнейших социальных прав и гарантий. В частности, в хартии провозглашены право на труд и связанные с ним права, такие как обязательство государств устранить любую форму дискриминации по вопросам занятости, право на справедливые условия труда, право на охрану и гигиену труда, право на справедливое и достаточное вознаграждение за труд и право на осуществление оплачиваемой деятельности на территории других государств — участников хартии. Вперед группа прав касается права на объединение в профсоюзы. Кроме прочего она предусматривает право на проведение коллективных переговоров и право на проведение забастовок. Хартия также признает права на социальное обеспечение и социальную защиту, право семьи на социальную, юридическую и экономическую защиту, право на защиту здоровья, право трудящихся эмигрантов и их семьи на защиту и поддержку. Особое место занимают права, касающиеся профессионального образования. Дополнительным протоколом 1988 г. к Социальной хартии были провозглашены право на равенство возможностей и равное отношение в вопросах занятости и профессии, право на информацию и консультации, право на социальную защиту лиц преклонного возраста. После пересмотра Хартии в 1996 г. в нее были добавлены такие права, как право на поддержку в случае безработицы, право трудящихся на защиту своей заработной платы в случае банкротства работодателя посредством установления института гарантии, право на достоинство в труде и др. Особенность Хартии состоит в том, что государства-участники обязуются признать обязательными для себя не все положения, а только их часть (как минимум 10 статей или 45 частей статей части II Хартии, состоящей из 19 статей, в том числе как минимум 5 статей из следующих статей: 1, 5, 6, 12, 13, 16 и 19). Доклады об исполнении Хартии представляются раз в два года.

Применение пересмотренных Хартией социальных прав на территории государств-членов обеспечивается контрольным механизмом Хартии 1961 года с теми изменениями, которые были внесены Протоколом, дополняющим Европейскую социальную хартию 1991 года и Протоколом 1995 г., который предусматривает систему коллективных обращений. Россия ратифицировала Европейскую социальную хартию в 2009 г.