Метод цены последующей реализации

Представляет собой метод определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности, полученной лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации (перепродаже) им товара, приобретенного им в этой анализируемой сделке (группе однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности.

Метод цены последующей реализации – приоритетный по сравнению с другими методами для определения соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, стороны которой – лица, не признаваемые взаимозависимыми. Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности. Метод цены последующей реализации может быть применен также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

1) подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

2) смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

В случае если поВперед реализация товара в сделках, совершенных в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях между лицом, выполняющим перепродажу, и лицами (лицом), не являющимися (не являющимся) его взаимозависимыми лицами, осуществляется по разным ценам, при определении интервала рентабельности в качестве цены последующей реализации товара используется средневзвешенная цена этого товара по всем таким сделкам.

В случае если валовая рентабельность лица, осуществляющего перепродажу, находится в пределах интервала рентабельности, признается, что цена, по которой товар приобретен в контролируемой сделке, соответствует рыночной цене.

В случае если валовая рентабельность лица, осуществляющего перепродажу, меньше минимального значения интервала рентабельности, принимается цена, примененная в контролируемой сделке, определяемая исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует минимальному значению интервала рентабельности.

Если валовая рентабельность лица, осуществляющего перепродажу, превышает максимальное значение интервала рентабельности, принимается цена, примененная в контролируемой сделке, определяемая исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует максимальному значению интервала рентабельности.

В целях использования метода цены последующей реализации допускается применение данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и определение интервала рыночной цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги).

Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения интервала рентабельности производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

Пример. Компания А производит уникальный сплав. Взаимозависимая с ней компания Б – зарегистрированный в оффшоре торговый дом А, ничего не производящий и продающий исключительно продукцию А; все расходы на производство несет А.

Б приобретает у А всю производимую А продукцию по цене 1000 руб./т, а затем продает независимым покупателям но цене 2000 руб. Найти сопоставимую рыночную цену сплавов, учитывая их уникальность, невозможно. Поэтому в ходе налогового контроля проверяющие применяют метод цены последующей реализации. Они соберут информацию о валовой рентабельности сопоставимых компаний (на момент совершения контролируемой сделки) и определят рыночный интервал по этому показателю.

Например, в наличии имеется информация о шести сопоставимых сделках, валовая рентабельность для торговых домов в которых составила: 1) 30%; 2) 40; 3) 50: 4) 70; 5) 80; 6) 120%.

Интервал рентабельности рассчитывается аналогично интервалу рыночных цен:

Минимальное значение 6: 4 = 1,5 или 1+ 1=2, т.е. 40%.

Максимальное значение 6 • 0,75 = 4,5 или 4+1=5, т.е. 80%.

Таким образом, интервал рентабельности составит 40–80%.

Валовая рентабельность для Б сделки с А определяется как отношение валовой прибыли к выручке от продаж (без акциза и НДС): 200 – 1000 = 1000 (валовая прибыль) / 1000 (валовая выручка) = 1, или 100%.

В целях налогообложения сделки как для А, так и для Б будет приниматься цена, определяемая из рентабельности перепродавца, равной 80% (верхнее значение интервала рентабельности), т.е. для целей налогообложения будет принята цена сделки между А и Б: 2000 – 2000 • 0,8 = 1200 руб.