Метод экологического права

Проблема метода правового регулирования в экологическом праве продолжает оставаться дискуссионной. В самом общем виде под методом правового регулирования понимается совокупность закрепленных в юридических нормах способов (приемов, средств) воздействия на поведение людей, участвующих в регулируемых правом общественных отношениях.

В течение ряда лет в ходе научной дискуссии было высказано несколько точек зрения по проблемам методов правового регулирования. Одни ученые полагали, что у каждой отрасли права может быть только один метод правового регулирования; другие считали, что таких методов может быть несколько; третьи же утверждали, что метод правового регулирования вообще носит надотраслевой характер.

В науке экологического права также сложился ряд подходов к этой проблеме.

Одни авторы полагают, что в экологическом праве применяются только императивный (административно-правовой) и диспозитивный (гражданско-правовой) методы.

Другие считают, что экологическому праву как отрасли права присущ свой особый метод экологизации, который дополняет действие императивного и диспозитивного способа установления прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Признавая факт проникновения норм экологического права в нормативные акты различной отраслевой принадлежности, хотя такое взаимопроникновение не является присущим только экологическому праву, а подтверждает лишь определенную условность деления системы права на отрасли, все же отметим, что в экологическом праве действует два метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.

Императивный метод в экологическом праве означает установление предписаний, дозволений, запретов субъектам экологических правоотношений и проявляется в возможности применения государственного принуждения к исполнению правовых предписаний юридическими лицами и гражданами, включая иностранных, а также должностными лицами. Особенностью данного метода является обязательное участие в таких правоотношениях государства в лице специально уполномоченных органов или органа местного самоуправления. В связи с этим стороны такого правоотношения находятся в неравном положении – в отношениях власти и подчинения.

Данный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах.

Во-первых, в установлении нормативов предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, а также нормативов допустимых физических воздействий. Эти нормативы являются обязательными для соблюдения субъектами экологических правоотношений, которым они адресованы.

Во-вторых, в лимитировании и лицензировании отдельных видов деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду. Например, обязательному лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности, осуществляемая юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

В-третьих, в установлении обязательности проведения государственной экологической (или иной предусмотренной законом) экспертизы, без положительного заключения которой нс допускается осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Например, проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов подлежат обязательной государственной экологической экспертизе; проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе проектной документации, предусмотренной ст. 49 ГрК.

В-четвертых, в проведении государственного (федерального и субъектов РФ) экологического контроля за хозяйственной деятельностью природопользователей, обязательностью к исполнению предписаний должностных лиц, его осуществляющих. Например, федеральный экологический контроль производится в отношении объектов, имеющих более 500 т годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В-пятых, в установлении оснований и порядка привлечения к юридической ответственности за нарушение экологических норм и правил. Например, глава 26 УК содержит составы экологических преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность.

Следует отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим.

Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон правоотношения и возможности выбора ими самостоятельно той или иной модели поведения. Главной задачей данного метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических правоотношений. Свое конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ он имеет, например, при осуществлении, в соответствии со ст. 18 Закона об охране окружающей среды, добровольного экологического страхования в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

Императивный и диспозитивный методы находятся в динамичном взаимодействии. Определенное доминирование императивного метода оправдано публичным характером экологических отношений, ролью и ответственностью государства за сохранение благоприятных условий жизни для населения. Но все же нельзя говорить о его однозначном господстве в регулировании экологических отношений.