Методы проектирования концепций

Полезно задуматься

Необходима ли концепция исследования и если да, то в каких случаях? Какую роль играет концепция исследования в достижении его успеха? Как проектируется концепция исследования? Какие методы используются при проектировании концепции исследования?

Проектирование концепции

Работу исследователя можно отождествить с работой проектировщика, который проектирует новое устройство и располагает для этого соответствующими методами проектирования.

Исследователь тоже проектирует, но предметом его проектирования может быть не только решение отдельной проблемы или исследовательской задачи, но и создание новой концепции развития или концепции решения комплекса проблем, объяснения тех или иных непонятных явлений и предвидения их дальнейших изменений.

Известно, что концепция – это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и др.) и направленных на достижение определенной цели.

Существуют, например, американская и российская концепции исследования космического пространства, различные концепции мирного использования атомной энергии, реформирования экономики и пр.

В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих идей и подходов, – организовывать исследования.

В области практической деятельности человека она отражает исходные посылки и установки, цель и средства ее достижения. В частности, в области управления концепция отражает подходы к управлению, систему ценностей, по которым выбираются варианты решений, отбор факторов практического анализа ситуаций и пр. И в этом своем качестве концепция управления безусловно определяет сто эффективность и общий успех. Можно условно выделить несколько различных концепций управления: концепция качества, концепция человеческого капитала, концепция культуры управления, концепция неформального управления и т.д. Они отличаются систематизированными акцентами в управленческой деятельности, опорными факторами се организации и осуществления.

Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.

Методы дивергенции, трансформации и конвергенции

Специфика концепции управления как предмета исследования определяет и методы его проведения. Таковыми являются методы интеграции исследования и проектирования. Интеграция достигается последовательным, трехступенчатым применением методов дивергенции, трансформации и конвергенции (рис. 4.9).

Дивергенция – это прием расширения границ предмета исследования, что необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования либо когда цель носит условный, приблизительный характер. Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению: противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные. Это и расширяет поле поиска. Направление исследования может меняться в ходе его проведения. Исследователь старается освободить себя от традиционных решений, мотивировать чувство собственной неуверенности.

Концепция деятельности – комплекс предполагаемых действий.

Концепция объяснения – комплекс ключевых положений, раскрывающих суть явления.

Рис. 4.9. Методы проектирования концепции

Дивергенция – это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике. Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.

К методам дивергенции можно отнести обобщение литературы, визуализацию проблемы, обсуждения, анализ формулировок, накопление и систематизацию информации, инвентаризацию точек зрения и подходов, анкетирование, анализ ограничений.

Непосредственным результатом дивергенции является наиболее корректная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решений.

Следующим методом исследования, характеризующим специфические методы его проведения, является метод трансформации.

Трансформация – это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, в наибольшей степени отвечает потребностям и целям исследования. Трансформация заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей ОГЛАВЛЕНИЕ и особенность исследовательских задач. Это построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками, установление границ исследования, отделение главного от второстепенного. Трансформация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятий, которыми следует оперировать при проведении исследования. Это и должно быть результатом трансформации. В этом результате уже закладываются предпосылки для окончательного решения, но оформление его производится на следующем этапе.

Методы трансформации включают в себя классификацию, смещение ограничений, ликвидацию тупиковых направлений, определение новых свойств, проектирование исследования, установление взаимодействий, уточнение структуры проблемы, морфологический анализ, выбор критериев, ранжирование.

Далее используется метод, который называется конвергенцией. Он представляет собой последовательное разрешение альтернативных и второстепенных проблем до тех пор, пока не выработается окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.

Особенностями конвергенции являются использование методик строгого логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по устанавливаемым критериям. Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие.

Конвергенция – это конкретизация и детализация исследовательских решений, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характеристик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию нового управления.

Методы конвергенции – практическая конкретизация, выбор оптимального варианта, расчет и количественный анализ, ресурсно-стоимостной анализ, концептуальное упорядочение, установление взаимодействий, обсуждение практической ценности.

Использование этих методов отражает последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования. Нетрудно заметить, что они включают в себя как интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, характеризующееся строгими критериальными оценками и отбором вариантов. Кроме того, эти методы мышления включают и процедурные проблемы исследования – изучение в процессе исследования того, как лучше исследовать проблемы. Наконец, это и рационально-практические методы исследования.

Использование методов проектирования концепции и переключения стратегий

Использование всех методов проектирования концепции в единстве, взаимодействии и определенной последовательности дает большой эффект, потому что позволяет выйти за границы привычного и по принципу внешнего дополнения посмотреть на предмет исследования в новом ракурсе, чтобы увидеть, казалось бы, невидимое. Это расширяет и обогащает информацию. Кроме того, эти методы предохраняют исследователя от видимости удачной идеи, заставляют сомневаться и продолжать поиск до рационального его завершения.

В деятельности исследователя большую роль может играть метод переключения стратегий. Его суть заключается в обеспечении связи и взаимодействия спонтанного и организованного мышления. И то и другое объективно существует в практике исследования и характеризует различные стратегии мыслительного процесса.

Стратегия мышления отражает связь истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагаемых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.

Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека. Но не всегда они обнаруживают связь с определенной направленностью мыслительного процесса, зачастую существуют сами по себе и нередко исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли, каковыми сами являются.

Подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследовательского мышления – вот главная задача исследователя.

Вместе с тем организованное мышление может быть также отключено от спонтанного мышления. Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику. Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок. Эти процессы можно и очень полезно мотивировать и связывать с организованным мышлением.

В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышления. И главное здесь заключается не в том, что исследователь должен переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Сопоставление спонтанных и организованных мыслей дает возможность перехода к новой стратегии мышления.

Но при использовании этого метода возникает множество трудностей. Одна из них – несовместимость спонтанного и организованного мышления, хаотичность первого и строгость, точнее систематичность, второго. Эти два тина мышления разрушают друг друга, и нужно приложить много усилий, чтобы совместить и связать их. Эти усилия проявляются в умении переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования. Метод переключения стратегий – это разрешение конфликта жесткого и гибкого мышления в процессах проведения исследования.

Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.