Методы организации деятельности

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Все методы данной группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части – конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части – операции. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью воспитанников. Организация полезных дел воспитанника обязательно ведет к включению его в многоплановые отношения с другими людьми. Складывающиеся в процессе коллективных отношений различные ситуации приводят к определенным поступкам, решениям, выбору той или иной линии поведения: более сложные акты поведения и черты личности человека успешно формируются на основе более простых.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение – известен с древнейших времен и обладает исключительной эффективностью. В истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных и надлежащим образом выполненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения.

Упражнение как основной метод организации деятельности. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результатом упражнений становятся устойчивые качества личности – навыки и привычки, которым в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, отмечал К. Д. Ушинский. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему то воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.

В современной педагогике по вопросу осознанности (осмысленности) упражнений существует две точки зрения. Поведенческая психология предлагает педагогам универсальную схему: стимул → реакция → подкрепление, исключая из этой цепочки понимание. Главное – устойчивая полезная привычка, а как она будет выработана: с участием сознания или без него – не суть важно. Российская школа не приемлет механистического подхода и стремится к осознанной деятельности воспитанников, применяя методы убеждения. Причем подчас эти методы применяются в неопределенно большой пропорции, даже там и тогда, когда в них нет нужды. Обе крайности представляются неприемлемыми.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

1) системы упражнений;

2) их содержания;

3) доступности и посильности упражнений;

4) объема;

5) частоты повторений;

6) контроля и коррекции;

7) личностных особенностей воспитанников;

8) места и времени выполнения упражнений;

9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

10) мотивации и стимулирования упражнений.

Между такими факторами, как частота, объем упражнений, и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще выполняются упражнения, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью. Эта зависимость корректируется личностными особенностями. Число упражнений, которые должны выполнять разные ученики для выработки качеств на одном и том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужны десятки и даже сотни попыток. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки и тем чаще их нужно повторять, для того чтобы не забыть. Для выработки даже такого простого навыка, как завязывание шнурков на ботинках, детям нужно их завязать в среднем около 200 раз. Что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных качеств?!

Планируя систему упражнений, воспитатель должен заранее знать, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений спроецированному поведению – еще одно важное условие педагогической эффективности рассматриваемого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки, поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств, дефицит которых в современном обществе становится все ощутимее. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех противоречивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо, как отмечал К. Д. Ушинский, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.