Методы государственного регулирования

Основные цели государственной политики в сфере образования – устранение провалов рынка (достижение экономической эффективности) и обеспечение равных возможностей в доступе к образованию (обеспечение принципа справедливости). Для достижения этих целей используют самые разнообразные методы.

Государство может выступать поставщиком образовательной услуги. Так, в большинстве стран государство берет на себя обязательства по обеспечению всем гражданам равного доступа и возможностей в отношении получения начального и среднего образования. Предоставление услуги на ступени высшего образования реализуется через систему государственных высших учебных заведений.

При этом государственные финансы, как правило, являются основным источником финансирования образования на всех его ступенях (табл. 10.2). Так, в большинстве стран мира государство полностью финансирует школьное образование. Например, в среднем в странах ОЭСР около 90% начального и среднего образования оплачивается из государственных расходов[1]. Одновременно государство является и главным спонсором высшего образования, финансируя деятельность государственных вузов и оказывая финансовую поддержку частным университетам (например, в США и Великобритании). В целом, государственное финансирование делает потребление образовательных услуг более массовым, решая проблему недостаточного спроса.

Таблица 10.2. Структура совокупных расходов на образовательные учреждения по источникам финансирования (% от общего объема расходов) в зависимости от уровня образования, 2008 г.

Страна

Начальное, общее среднее и среднее профессиональное образование

Высшее образование

государственное финансирование

частное финансирование

государственное финансирование

частное финансирование

Швеция

99,9

0,1

89

11

Финляндия

99

1

96

4

Дания

98

2

96

4

Италия

97

3

71

29

Испания

93

7

79

21

Франция

92

8

82

18

США

92

8

37

63

Чехия

90

10

79

21

Япония

90

10

33

67

Германия

87

13

85

15

Великобритания

78

22

35

65

Южная Корея

78

22

22

78

Источник: Education at a Glance. OECD. 2011.

Помимо этого государство может направлять денежные средства и на повышение доступности образования на разных его ступенях для малообеспеченного населения. Финансовая помощь в этом случае может быть реализована при помощи специальных экономических механизмов (стипендий, субсидий, целевых грантов на обучение, льготного налогообложения, специальных образовательных кредитов и ваучеров и др.), позволяющих сократить индивидуальные расходы на образование. Подобные методы государственного вмешательства направлены, в первую очередь, на преодоление несовершенства рынка капитала и обеспечение принципа справедливости.

Кроме того, государство осуществляет непосредственное законодательное регулирование сферы образования. Качество образовательных услуг регулируется путем введения специальных технических требований, а также в форме стандартов содержания образования и выдачи лицензий на образовательную деятельность тем учреждениям, которые обеспечивают заданные стандарты. Организуются также регулярные проверки и мониторинги деятельности учреждений системы образования. Названные меры позволяют снизить уровень информационной асимметрии.

В качестве примеров возможных мероприятий государственной политики, направленных на обеспечение равенства возможностей в доступе к образованию на разных его ступенях, рассмотрим далее перераспределительные эффекты введения различных схем школьных образовательных ваучеров, а также проанализируем ряд программ финансовой поддержки учащихся применительно к системе высшего образования.