Методы формирования рефлексии

Е. П. Арнаутова называет следующие методы формирования рефлексии у родителей воспитанников:

– целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением в нее родителей;

– самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания;

– непосредственное практическое взаимодействие родителей с ребенком в различных детских видах деятельности (игровой, учебной, спортивной и др.);

– игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения;

– тренинговые занятия с элементами игровых действий, учебных по смыслу;

– элементы артметодов общения (совместные танцы родителей и детей, рисуночные методики, театрально-игровое взаимодействие).

Таким методам тоже присуща интерактивность, что способствует реализации на практике принципа открытости образовательного учреждения (согласно Концепции дошкольного воспитания) и означает, что отношения ДОУ и семьи строятся по принципу взаимопроникновения и полноправного партнерства, участия родителей в процессе управления детским садом и непосредственном образовательном процессе с детьми. Большую роль в этом играет использование интерактивных технологий.

Оценка технологии как целостного педагогического явления

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие черты создания и реализации интерактивной технологии в условиях современного детского сада.

1. Поиск, адаптацию и разработку технологии обусловливает осознание проблемных областей развития, проблемных ситуаций взаимодействия участников педагогического взаимодействия.

2. В основе технологии лежит определение приема или метода, обеспечивающего успешное решение задач педагогического взаимодействия, и перенос данного средства в другие образовательные области, которые имеют сходные смыслы взаимодействия детей, педагогов и родителей.

3. При создании и апробации готовой технологии используется алгоритм, который задаст последовательность действий педагога:

– ориентировку, в процессе которой формируется представление о воспитательных или обучающих целях взаимодействия субъектов образовательного процесса;

– моделирование, которое имеет два аспекта: моделирование содержания, которое дети должны усвоить, и моделирование воспитательного или обучающего взаимодействия субъектов и объектов образовательного процесса;

– исполнение, характеризующееся реализацией методов, приемов и средств воспитания или обучения (или их сочетания) в предусмотренной последовательности;

– контроль;

– корректировку.

4. При оценке технологии как целостного педагогического явления педагогам нужно представлять себе взаимосвязь его элементов:

субъект-объектный – под ним признается лицо или группа лиц, осуществляющих воспитание или обучение, а также лицо или группа лиц, в интересах которых организуется воспитательное или обучающее взаимодействие;

целевой компонент, который характеризует направленность воспитательной технологии или технологии обучения;

содержательный компонент, отражающий то, какие личностные качества должны быть сформированы у воспитуемых (он обязательно соответствует целевому компоненту);

деятельностный – в зависимости от различных педагогических ситуаций включает определенную систему форм, методов, приемов и средств воспитательного или обучающего взаимодействия;

результативный компонент характеризует ту или иную воспитательную технологию или технологию обучения по степени достижения поставленных образовательных целей.

Между представленными компонентами существуют различные виды связей. Примером линейной связи является то, что ее цели оказывают непосредственное влияние на ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания, а ОГЛАВЛЕНИЕ, например, на деятельностный компонент.

Обратные связи между компонентами отражают их взаимовлияние друг на друга, например достижение результата способствует изменению следующей цели или, наоборот, недостаточно полное достижение воспитательных результатов или результатов обучения оказывает корректирующее влияние на один или несколько компонентов, вызывая их трансформацию.

Учитывать и активно влиять на данные связи педагоги учатся непосредственно в ходе формирования опыта профессиональной деятельности и освоения интерактивных методов и форм взаимодействия не только с детьми и родителями, но и с коллегами. Большое значение в успешности данного процесса играет культура наставничества, которая сложилась в детском саду.