Место налогового права в правовой системе России

Несмотря на определенное обособление, налоговое право находится в тесной взаимосвязи с иными отраслями российского права, такими как конституционное, гражданское, семейное, административное, уголовное и др.

Взаимосвязь налогового и конституционного права обусловливается тем особым положением, которое последнее занимает в российской правовой системе. Во многом это связано с тем, что нормы конституционного права более универсальны. Проявление взаимодействия можно наблюдать на примере базовых норм – конституционные принципы проявляются в отраслевых. Так, принцип единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) выражается в налоговом законодательстве в том, что на территории РФ закреплена и действует единая система налогов и сборов (ст. 13 НК РФ).

Равенство налогоплательщиков, установленное в НК РФ и получившее свое закрепление в его статьях (например, ст. 257), является проявлением принципа всеобщего равенства (ст. 19 Конституции РФ).

Конституционные акты как Российской Федерации, так и иных публично-правовых образований определяют общие требования к принятию законодательных актов (в том числе и налоговых), а также к режиму правового регулирования (в том числе и субъектов налоговых правоотношений).

Налоговое и таможенное право взаимодействуют по причине того, что нормы таможенного и налогового законодательства применяются в процессе исчисления как налогов, так и таможенных платежей, определяя права и обязанности таких субъектов, как таможенные и налоговые органы, декларанты и пр. Как отмечалось ранее, к таможенным платежам помимо таможенной пошлины и таможенных сборов относятся НДС и акцизы. В этой связи, например, в подп. 2 п. 1 ст. 6 ТК ТС закреплено положение, согласно которому на таможенные органы возлагается обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Административное и налоговое право имеют общие черты (метод регулирования). Стоит отметить, что те полномочия, которыми наделены органы власти, участвующие в отношениях по взиманию налогов и сборов, а также по контролю за правильностью и полнотой уплаты налогов и сборов, закреплены в рамках актов, относимых к административному законодательству. Таким образом, субъекты налоговых правоотношений (налоговые органы, налогоплательщики и др.) зачастую наделяются более общими правами, чем это предусмотрено в рамках актов налогового законодательства. Например, ведомственные административные регламенты определяют порядок функционирования налоговых органов[1].

Необходимо отметить, что в ряде случаев при нарушении законодательства о налогах и сборах предполагается применение соответствующих мер административной ответственности к нарушителям.

Например, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 6 ТК ТС таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции меры по защите национальной безопасности государств – членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств – членов таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков.

Кроме того, налоговое право, как и иные отрасли российского права, заимствует многие юридические категории, разработанные административным правом.

Взаимосвязь между налоговым и гражданским правом возможна ввиду наличия некоторой общности предмета правового регулирования (методы же регулирования различаются). Налоговые и гражданские отношения имеют имущественный характер, а режим налогообложения в той или иной мере связан с правовым режимом имущества (имущественных прав). Однако между ними есть и существенная разница, так как наличие желания вступить в отношения и формальное подтверждение этого является достаточным (заключение гражданско-правового договора, зачастую консенсуального), в то время как бремя уплаты и обязанность по уплате налога напрямую зависят от овеществленного результата имущественных отношений (зачастую – гражданских).

При этом необходимо помнить, что, например, возможность физического лица вступать в налоговые правоотношения самостоятельно напрямую зависит от того, признается ли оно правосубъектным при вступлении в гражданские правоотношения. В противном случае, как известно, указанное лицо участвует как в частных (гражданских), так и в публичных отношениях через своего представителя, полномочия которого определены законом (договором).

Стоит также отметить, что возникновение налоговых правоотношений зачастую зависит от того правового режима, в рамках которого физическое лицо участвует в гражданских правоотношениях.

Так, вступая в права наследования, лицо становится обязанным уплатить налог на имущество при наличии в составе наследственной массы такого имущества, как здание или сооружение.

Налоговое и бюджетное право связаны тем, что налог и режим его взимания определяют качественное состояние бюджетов бюджетной системы РФ (ранее это уже отмечалось на примере фискальной функции налога). Именно поэтому бюджетный и налоговый механизмы тесно связаны. Это проявляется и в нормах права обеих подотраслей финансового права (например, закрепление полномочий за Федеральным казначейством по открытию и ведению счетов для учета доходов, в том числе и ФНС России и ее подразделений).