Меры прокурорского реагирования

Обобщив все материалы проверки, прокурор принимает решение о применении к нарушителям мер реагирования. Закон о прокуратуре (ст. 23–25.1) содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по выявленным фактам нарушений законов. В зависимости от характера нарушений экологического законодательства, причин и условий, им способствующих, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей прокурор готовит: протест, представление, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования, иск (заявление) в суд (арбитражный суд).

При выборе форм реагирования следует также руководствоваться положениями приказа Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195. Условия, обеспечивающие эффективность актов реагирования, – это своевременность вынесения, обоснованность, аргументированность содержащихся в них выводов и предложений, наличие определенной структуры и реквизитов каждого из документов, юридическая и стилистическая грамотность. Прокурор должен также включать в соответствующий акт реагирования указания о принятии необходимых мер по наказанию лиц, допустивших правонарушения (о требованиях, предъявляемых к протесту, представлению и предостережению, см. параграф 5.1 настоящего пособия).

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с соблюдением требований гл. 28 КоАП по любому из выявленных прокурором фактов нарушения положений КоАП либо закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность за экологические правонарушения. Следует учитывать, что Кодекс не исключает возможности солидарной ответственности должностных и юридических лиц за одно и то же правонарушение (при наличии соответствующих положений в санкции статьи), в силу чего можно ставить вопрос о наказании и тех и других уполномоченным на то органом административной юрисдикции или судом.

В случае установления факта совершения деяния, охватываемого диспозицией статей гл. 26 УК, прокурор, руководствуясь ст. 37 УПК, выносит постановление о направлении материалов проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Иски (заявления) в суды (арбитражные суды) направляются прокурором с соблюдением правил подведомственности и подсудности с учетом положений ст. 45 ГПК и ст. 52 АПК, устанавливающих основания обращения прокурора (либо вступления его в процесс). В 2009 г. в ст. 45 ГПК расширены возможности прокурора по защите права граждан на благоприятную окружающую среду.

Типичными основаниями для обращения в суд являются: причинение вреда природным объектам; невыполнение органами публичной власти определенных мероприятий, предписанных законодательством (например, непринятие мер по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, снабжению населения питьевой водой надлежащего качества, водоотведению нормативно очищенных сточных вод, бездействия в постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений и скотомогильников); незаконное использования организациями, предприятиями природных ресурсов (поверхностных и подземных вод, объектов животного мира и т.д.); нарушение требований при использовании природных ресурсов (сброс сточных вод в водные объекты с превышением установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе).