Механизм перехода между порядком и хаосом (феноменология самоорганизации)

Первый вопрос, который возникает при изучении закономерностей самоорганизации, состоит в том, как совершается самоорганизация. Богатейший опыт социального развития на Земле на протяжении нескольких тысячелетий однозначно свидетельствует в пользу того, что социальная самоорганизация выступает в форме чередования двух исключающих друг друга процессов - иерархизации и деиерархизации. Иерархизация представляет собой последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка; деиерархизация - последовательный распад сложных диссипативных структур на более простые. Практически это проявляется, в частности, в периодическом образовании грандиозных империй и их последующем катастрофическом распаде. Но подобная картина наблюдается не только в сфере политических, но и любых других социальных институтов. В сфере политической жизни этот процесс выглядит просто более драматически и поэтому привлекает к себе особое внимание.

Более глубокий анализ этих процессов показывает, что они могут протекать в разных направлениях: диссипативные структуры могут объединяться в разной последовательности и по разным правилам, в результате чего могут возникать иерархические системы разного типа. Аналогичная картина наблюдается и в случае деиерархизации: сложная диссипативная структура может распадаться на более простые разными способами, в результате чего в роли более элементарных структур также могут выступать диссипативные структуры разного типа. Однако спектр направлений, в которых может протекать иерархизация или деиерархизация, отнюдь не произволен: он задается природой той системы, которая претерпевает указанную эволюцию, и характером внешней среды. Другими словами, он определяется бифуркацией - разветвлением старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально возможных новых качеств. Это так называемая нелинейность первого рода, которая придает процессу самоорганизации с самого начала неоднозначный (стохастический) характер. Переход от одного состояния социальной системы к ее новому состоянию требует выбора из множества возможных новых структур какой-то одной. Поэтому на место традиционного динамического детерминизма (в духе П. Лапласа) приходит существенно новый стохастический, или вероятностный, детерминизм (цепочка бифуркаций и последовательность актов выбора). Однако картина самоорганизации этим не ограничивается. Цепочка бифуркаций может не только уводить самоорганизующуюся систему от исходного состояния, но и может вернуть ее в это состояние. Однако для конкретной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует свой аттрактор - предельное состояние, достигнув которого, система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний. В существовании аттракторов легко убедиться, наблюдая как иерархизацию, так и деиерархизацию. С одной стороны, процесс иерархизации в условиях взаимодействия с внешней средой не может продолжаться бесконечно: достигнув некоторого предельного состояния, он останавливается (так называемый простой аттрактор). То же самое происходит и с процессом деиерархизации: распад системы заканчивается, достигнув некоторого предельного состояния (так называемый странный аттрактор). С этой точки зрения диссипативная структура претерпевает, вообще говоря, множество бифуркаций, как бы балансируя между простыми и странными аттракторами. При этом если за исходную систему отсчета принять не состояние, в котором реальность подвергается иерархизации, а то состояние, в котором она подвергается деиерархизации, то процесс самоорганизации принимает форму чередования дифференциации и интеграции социальной реальности.