Механизмы социального взаимодействия

Организационное взаимодействие и связанные с ним человеческие отношения основаны на действии общих механизмов социальной регуляции поведения. Важнейшими механизмами социального взаимодействия, на которых базируются все типы организационных отношений, являются: (1) коммуникация и общение, (2) социальный обмен, (3) социальное сравнение.

Механизм коммуникации и общения

Коммуникация является важнейшим основанием любой социальной организации, поскольку без коммуникации люди не могут сознательно скоординировать между собой усилия – объединиться для совместной деятельности. Это важный фактор возникновения организованного коллектива из некоторой совокупности людей. В фундаментальном отношении коммуникация необходима для того, чтобы изложить цель в терминах конкретных действий, необходимых для ее достижения, т.е. для того, чтобы объяснить, что, где и когда следует делать. Для этого нужна информация об окружающих обстоятельствах и о самой деятельности.

Понятно, что если каждый из участников деятельности видит и то, что делают остальные, и ситуацию в целом, требуется меньший объем коммуникативных действий. Но если люди координируют свои усилия в условиях, когда они не могут видеть друг друга и контролировать ситуацию в целом, то им часто бывает нужно поддерживать непрерывную коммуникацию. Кроме того, если люди знают из прошлого опыта, что им нужно делать, и имеют необходимые для этого навыки, то коммуникация между ними может быть минимальной; то же самое происходит, если они привыкли работать вместе и выработали специальный язык, позволяющий сократить время, необходимое для коммуникации. В любой коллективной деятельности объективно возникает потребность в лидере, поскольку: (1) кто-то должен выразить мнение участников обсуждения; (2) власть – эффективный способ разрешения конфликта интересов; (3) кто-то должен принять решение, каким образом действия должны быть распределены во времени. Когда цель не является простой, а способ ее достижения – очевидным, или когда требуется высокая точность координации, или когда лидеру сложно оценить характер индивидуальных действий, требуется значительный объем коммуникации.

Коммуникация – это технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами или группами. Способ коммуникации указывает на то, как информация передается. Значительная часть коммуникации внутри организаций является неформальной. Общение – социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди не просто передают информацию, они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают. Кроме того, люди реагируют на сообщенное, делая тем самым процесс обмена информацией именно человеческим. Общение может происходить только между людьми. Процессы коммуникации и общения взаимосвязаны. Коммуникацию можно понимать как технико-информационный процесс общения, в то же время само общение – как социально-психологический аспект коммуникации.

Суть общения как коммуникативного процесса – это не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому здесь в единстве выступают деятельность, общение и познание. Обмен информацией между людьми характеризуется тем, что партнеры могут влиять друг на друга. Иными словами, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

На основе коммуникации и общения строятся человеческие отношения. Сложность отношений внутри коллектива быстро увеличивается по мере роста количества участников. Разнообразие и число активных взаимосвязей между людьми в большой организации очень велико. В результате общения в составе рабочих групп возникают подгруппы. Человек может вступать в отношения с участниками своей и других подгрупп и рабочих групп; кроме того, группы и подгруппы могут вступать в отношения между собой. В управленческом отношении бремя координации, т.е. коммуникативная функция лидера, будет расти по мере роста числа взаимосвязей в группе.

В процессе общения люди влияют друг на друга, что приводит к значимым социальным результатам (последствиям). Функциями общения являются: (1) информационная – люди информируют друг друга об организационной жизни, сложившейся ситуации; (2) обучающая – сотрудники получают новые профессиональные знания (о технологии, приемах работы), учатся друг у друга; (3) поддерживающая – межличностное общение на работе сглаживает, смягчает напряженность труда и деловых отношений; (4) регулятивная – общение формирует мнения, реакции на те или иные события, связанные с организационной деятельностью, влияет на коллективное сознание; (5) нормативная – люди усваивают действующие организационные правила и нормы поведения.