Внешнеэкономические операции: понятийные категории, классификация

Внешняя торговля реализуется, как известно, в ходе конкретных операций, которые осуществляются исходя из предполагаемой выгоды, без которой не может быть торговли, с учетом национального законодательства и международных правил. Важную роль в деле регулирования взаимоотношений сторон и придания единообразия внешнеторговым договорам сыграла Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, получившая название Венской конвенции 1980 г. (вступила в силу 1 января 1988 г.). Это многостороннее международное соглашение, имеющее целью унификацию правил международной торговли. СССР ратифицировал Конвенцию в 1990 г., а Россия как правопреемница СССР присоединилась к ней в 1991 г.

Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

В международном торговом праве используется также понятие обычаи делового оборота.

В ст. 9 Венской конвенции по поводу обычая записано следующее:

• стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях;

• при отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли.

Обычаи делового оборота в сфере ВЭС в ряде случаев толкуются международными неправительственными организациями. В качестве примера можно привести выработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс (сейчас действуют в редакции 2010 г.). Стороны при заключении договора купли-продажи товара могут ссылаться на этот документ и распространять его действие на свои отношения.

Вернемся к определениям, характеризующим внешнеторговую деятельность.

Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта товаров фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы. К услугам и правам на результаты интеллектуальной деятельности применяются и другие способы поставки кроме трансграничной. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории за границу.

Объем международной торговли, т.е. мировой товарооборот, подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта, обычно в долларах США и в ценах ФОБ (FOB – free on board). Цена ФОБ означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию только до момента доставки товара на борт судна. Более подробно об этом см. в главе 11 настоящего учебника.

Импорт – ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта товаров фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Импорт обычно указывается на базе цен СИФ. Цена СИФ (CIFcost, insurance and freight) – это условие поставки, по которому продавец оплачивает перевозку товара до пункта назначения (обычно это порт в стране импорта) и расходы но страхованию товара на время перевозки.

Внешнеторговая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Под "товаром" понимается любое движимое имущество (включая все виды энергии), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешне торговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товарами не являются.

Международная торговля услугами называется также невидимым экспортом. Она определяется как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц за счет выполнения самых различных видов деятельности, связанной с потребностями людей и организаций. Например, к торговле услугами по российскому законодательству относятся:

• услуги (работы), оказываемые в соответствии с договорами (или другими документами, приравненными к ним), заключенными с иностранными юридическими и физическими лицами;

• услуги (работы) по обслуживанию иностранных судов – лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие виды работы:

• услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию иностранных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

• экспортируемые услуги – это услуги по обработке импортного давальческого сырья, ввозимого на таможенной территории Российской Федерации, для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы границ государств – членов СНГ (так называемые толлинговые операции, толлинг).

К внешнеторговым операциям относится также франчайзинг. Франчайзинг (franchise – привилегия, право) – это система (а также способ) организации и развития бизнеса, при котором одна компания (франчайзер) передаст другой независимой компании или индивидуальному предпринимателю (франчайзи, или франчайзиат) право вести бизнес, используя имя и бизнес-систему франчайзера и реализуя аналогичный с франчайзером товар (услугу) идентичным способом. Франчайзи получает возможность выступать на рынке под маркой франчайзера, используя его репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии и механизмы поддержки, соответственно обязуется осуществлять свою деятельность по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. Международная ассоциация франчайзинга определяет его как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает права, основанные на соглашении, которое может быть, лицензионным, торговым, концессионным и т.п., на занятие предпринимательской деятельностью и помощь в обучении, маркетинге, управлении и т.д. в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата. Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая устойчивый положительный имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз, франшизу), на свою технологию и работу под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход). По договору франчайзинга право деятельности обычно предоставляется на определенной территории и на определенный срок.

В Российской Федерации действие франчайзинга регламентируется гл. 54 "Коммерческая концессия" и частью 4 ГК РФ.

Инжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Инжиниринг как особый вид предпринимательства имеет следующие специфические особенности:

• это одна из форм услуг производственного назначения, которая воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект может иметь материальный носитель (проектная и техническая документация, графики, чертежи и т.п.) или не иметь его (обучение, управление и т.п.);

• он связан в конечном итоге с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации рассчитанных на промежуточное и конечное потребление материальных благ и услуг;

• выступает объектом купли-продажи.

Тендер (tender – предложение, заявка на подряд) – это конкурсная форма проведения подрядных торгов, суть которых состоит в соревновании представленных претендентами предложением с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.

Лизинг (lease – аренда) – это форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других природных объектов. Лизинг представляет собой одновременно форму материально-технического снабжения, кредитования и аренды. В лизинге всегда присутствуют две стороны:

1) лизингодатель – хозяйствующий субъект (предприятие или индивидуальный предприниматель), осуществляющий лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества;

2) лизингополучатель – хозяйствующий субъект, получающий имущество в пользование по договору лизинга.

Ноу-хау (know how – знаю как) – это комплекс технических знаний и коммерческих секретов. Конфиденциальность – основной признак ноу-хау. Обычно различают ноу-хау технического и коммерческого характера. Ноу-хау технического характера включает:

1) опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;

2) техническую документацию – формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и ОГЛАВЛЕНИЕ проведенных научно-исследовательских работ и их результаты; расчеты применительно к данному производству или технологии; данные о качестве материалов; учебные планы для подготовки персонала;

3) инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта; производственный опыт, описание технологий; практические указания по дизайну; технические рецепты, данные но планированию и управлению производством и др.

Ноу-хау коммерческого характера содержит:

1) адресные банки данных;

2) картотеки клиентов;

3) картотеки поставщиков;

4) данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции и др.

Продажа ноу-хау имеет ряд особенностей; в частности, для оценки ноу-хау покупатель должен хотя бы частично ознакомиться с его существом, при этом владелец рискует потерять монополию на ноу-хау, не продав его.

При определении цепы ноу-хау необходимо помнить, что она окупится будущей прибылью, которую получит пользователь; в противном случае у него будет меньшая прибыль или не будет ее вообще. Существует несколько способов оплаты ноу-хау:

роялти (royalty – плата за недра, авторский гонорар) – постепенные выплаты пропорционально определенным показателям за право использования ноу-хау, патентов, лицензий, недр и т.п. Роялти выплачивается по завершении определенного срока, указанного в соглашении, – месяца, года, начиная с момента выпуска продукции или получения прибыли. Форма расчета от суммы продаж применяется тогда, когда реальную прибыль определить сложно. Колебание цен на мировом рынке делает выплату роялти по твердофиксированной ставке довольно обременительной. Поэтому при долгосрочных соглашениях применяются ставки, дифференцированные по годам;

паушальный платеж (от нем. pauchal – взятый в целом) – единовременный, оговоренный заранее платеж. Паушальные платежи применяются, когда сложно спрогнозировать эффект действия ноу-хау или стоимость лицензии невысока. Паушальные платежи чаще всего применяются во внепроизводственной сфере. По существу, они представляют собой фактическую цену лицензии. Вознаграждение в виде паушального платежа является капитализацией роялти, т.е. его досрочной единовременной выплатой;

каст шас (cost plus – цена плюс) – выплаты за дополнительные услуги по согласованным расценкам сверх оговоренной цены. Могут применяться также смешанные формы платежей.

Ноу-хау является самостоятельным объектом лицензионных сделок (беспатентных лицензий). Многие компании предпочитают не патентовать, а передавать на лицензионных началах в качестве ноу-хау новые изобретения, процессы и методы. Обеспечение прав владельца ноу-хау зависит прежде всего от четко сформулированных условий контракта.