Внешнеэкономические контракты в международном коммерческом обороте

Законодательство РФ не содержит легального определения внешнеэкономического контракта. В ГК РФ есть понятие "внешнеэкономическая сделка" лишь в связи с ее формой: в соответствии с п. 3 ст. 162 "несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки", а согласно п. 2 ст. 1209 "форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву".

Особенности внешнеэкономической сделки (контракта) проявляются в том, что в ней сочетаются как общие условия, свойственные гражданско-правовой сделке, так и дополнительные, свойственные внешнеэкономической сделке. То есть понятие "внешнеэкономическая сделка" является "многовариантным", под которое подпадают как отдельные виды гражданско-правовых договоров, сторонами которых являются частные лица различной национальной юрисдикции, так и договоры международной купли-продажи, международной перевозки, международные банковские операции и иные финансовые сделки, доверенности и др., по мнению известного отечественного исследователя правовой природы внешнеэкономического договора И. С. Зыкина, при использовании термина "сделка" применительно к отношениям во внешнеэкономической сфере имеется в виду договор. Контрактное регулирование во внешнеэкономической сфере представляет собой наиболее подвижный регулятор по сравнению с нормами законодательства, обычными правилами, судебной и арбитражной практикой.

Среди различных видов внешнеэкономических контрактов важная роль принадлежит "внешнеторговому контракту" по международной купле-продаже товаров, работ и услуг, что подтверждает практика международных коммерческих арбитражей и государственных арбитражных судов. Вместе с тем внешнеторговый контракт купли-продажи сопровождается различными внешнеэкономическими контрактами на поставку, перевозку, хранение, транспортную экспедицию, страхование товаров, контрактами о расчетах и кредитовании внешней торговли, которые представляют собой самостоятельные виды внешнеэкономических контрактов (договоров).

Термин "контракт" наиболее часто упоминается в зарубежном гражданском и коммерческом праве при осуществлении сделок во внешней торговле. В российском коммерческом праве в науке и практике чаще употребляется понятие "внешнеэкономический договор", "внешнеэкономическая сделка", что соответствует терминологии ГК РФ. Также это объясняется "единством" гражданско-правового регулирования сделок национальных субъектов и сделок с "иностранным элементом".

Однако, с нашей точки зрения, понятие "внешнеэкономический контракт" обязывает обе стороны сделки ориентироваться на международные унифицированные нормы коммерческого оборота и более соответствует специфике договорноправовых отношений в рамках унифицированных норм международного коммерческого права.

Особую группу внешнеэкономических контрактов составляют посреднические договоры: финансового посредничества, поручения, комиссии, консигнации, агентский договор, дистрибьюторские соглашения, лизинг, международный факторинг, кредитный договор, лицензионный договор, договоры на возмездное оказание услуг и др. Подтверждением распространенности в международном коммерческом праве термина "типовой контракт", "внешнеторговый контракт", "коммерческий контракт" служит практика выработки унифицированных норм МТП.

Классическое определение внешнеэкономического контракта связывается с производством экспортно-импортных операций, когда имеет место вывоз товаров, работ или услуг за границу или их ввоз в страну. Л. А. Лунц отмечал, что к внешнеторговым сделкам относятся такие, "в которых по меньшей мере одна из сторон является иностранцем (иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом), и ОГЛАВЛЕНИЕм сделки являются операции по ввозу из-за границы товара или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров. Сюда, следовательно, относятся прежде всего договор купли-продажи товаров, подлежащих ввозу из-за границы или вывозу за границу, а также связанные с товарным экспортом или импортом сделки подряда, комиссии, перевозки, поклажи, кредитно-расчетные отношения и др."

Другое классическое определение внешнеэкономического контракта связывается с различной национальной юрисдикцией коммерческих организаций, выступающих сторонами контракта. В этом случае имеет место разная терминологическая ориентация коммерческого субъекта. В российском гражданском праве используется термин "коммерческая организация", в международном унифицированном частном праве – термин "коммерческое предприятие". Термин "коммерческое предприятие стороны" используется в международных договорах, в частности, в Венской конвенции 1980 г. Эта терминология справедливо поддерживается в учебниках по МЧП Л. П. Ануфриевой, Μ. М. Богуславского, И. В. Гетьман-Павловой, Г. К. Дмитриевой, Н. Ю. Ерпылевой, В. П. Звекова и др.

Термин "коммерческое предприятие стороны" используется в ряде международных соглашений с участием России, поэтому вопрос о допустимости определения понятия "внешнеэкономическая сделка" посредством ссылки на международные соглашения, посвященные регулированию отдельных обязательств, остается дискуссионным.

Конвенции, к которым присоединилась Российская Федерация, являются составной частью национальной правовой системы, и заложенные в них термины используются для целей применения положений соответствующего соглашения. Кроме того, согласно Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже" в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей.

При анализе содержания и особенностей "понятия внешнеэкономического контракта" следует согласиться с позицией Г. К. Дмитриевой и Н. Ю. Ерпылевой, Н. Г. Вилковой, которые вводят в оборот термины "международная коммерческая сделка", "международный коммерческий контракт", "международные сделки коммерческого оборота" как обязательства, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.

Статья 1211 ГК РФ, регламентирующая вопросы применимого права к договору, оперирует понятиями "место жительства стороны", "основное место деятельности стороны", в то время как государственная регистрация сторон не имеет решающего значения для выбора применимого права к договору, хотя принимается во внимание при выборе "права, наиболее тесно связанного договором". В ст. 1210–1211 речь идет о праве, применимом как к внешнеэкономическим договорам, так и к иным договорам с иностранным элементом. Статья 1217 ГК РФ говорит о праве, применимом к обязательствам из односторонних сделок, в том числе из внешнеэкономических сделок. Деление сделок и договоров на внешнеэкономические и иные сохранилось, однако теперь все они подчиняются единым коллизионным привязкам. Исключения составляют специальные правила о форме внешнеэкономических сделок (а следовательно, и внешнеэкономических договоров), предусмотренные ст. 162, 1209 ГК РФ. Отсутствие в ГК РФ каких- либо "четких" критериев для разграничения сделок на внешнеэкономические и невнешнеэкономические заставляет правоприменителей обращаться к нормативным актам в сфере регулирования внешней торговли и иностранных инвестиций, положения которых относятся к административному, таможенному, финансовому, конкурентному, предпринимательскому праву. Такой "вынужденный" подход к поиску в публичном праве "легального" гражданско-правового определения внешнеэкономического контракта является результатом отсутствия в российском праве современного механизма договорно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Важнейший признак внешнеэкономического контракта связан с закреплением в нем гражданско-правовых прав и обязанностей сторон, как участников коммерческой (предпринимательской) деятельности. Такой деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ). Предпринимательский характер внешнеэкономической сделки не позволяет относить к таковым те сделки, которые направлены на удовлетворение личных, бытовых потребностей. Например, для сделок с участием потребителя ГК РФ установил отдельное коллизионное регулирование (ст. 1212), что означает направленность ст. 1210–1211 ГК РФ на регламентацию прежде всего внешнеэкономических контрактов.

Предпринимательский (коммерческий) характер внешнеэкономического контракта означает, что коммерческие организации, как субъекты международного коммерческого права, занимаются предпринимательской деятельностью в качестве своей основной цели. Поэтому понятием "внешнеэкономический контракт" не охватываются международные договоры между публично-правовыми образованиями (государствами и их органами). При этом если государство выступает как хозяйствующий субъект, а его имущество является объектом коммерческого оборота, то речь также идет о заключении внешнеэкономического контракта.

В отношении внешнеэкономических контрактов проблематично говорить о "существенных условиях" или "несущественных условиях", поскольку таковые могут выделяться на основании какого-либо национального закона или международной конвенции. Не всегда применимы к внешнеэкономическим контрактам положения национального договорного права, поскольку в момент заключения внешнеэкономической сделки стороны могут не оговаривать применимое право.

Существенные условия некоторых договоров определяются международными конвенциями. Например, Венская конвенция 1980 г. относит к таковым предмет контракта (цена и количество могут быть определены, исходя из правил Конвенции, следовательно, они не являются существенными). Существенные условия договора установлены также многими транспортными конвенциями, где определены обязательные реквизиты перевозочных документов (накладная, коносамент и пр.), которые выступают в качестве доказательства существования договора.

Специальными признаками внешнеэкономического контракта как категории международного коммерческого права и МЧП являются следующие:

1. Перемещение товара через государственную границу влечет применение к сделке таможенного законодательства, административного по своей природе. В большинстве случаях перемещение товаров через государственную границу выступает квалифицирующим признаком внешнеэкономической сделки.

2. Использование при расчетах с контрагентом иностранной валюты во внешнеэкономических контрактах является операционно-финансовым признаком, поскольку расчеты между сторонами могут производиться путем зачета взаимных долгов, ценными бумагами, клиринговыми операциями с использованием международных расчетных (денежных) единиц. Поэтому во внешнеэкономическом коммерческом контракте определяется валюта платежа, отражающая привязку денежного обязательства к стабильной валюте.

3. Использование специальных приемов договорно-правового обеспечения внешнеэкономических связей (выбор применимого права, учет экспортно-импортных ограничений во внешней торговле и иностранных инвестициях, применение международных унифицированных контрактов и др.) отражает юридические особенности существенных и дополнительных условий внешнеэкономического контракта, его связь с международным коммерческим правом, национальными нормами торгового права отдельных государств, унифицированными нормами и обычаями МЧП.

В отличие от "внутреннего" гражданско-правового договора внешнеэкономический контракт находится в сфере действия гражданского (коммерческого) права нескольких государств, что требует указания в содержании контракта порядка выбора применимого национального права для регулирования такой сделки. Вместе с тем выбор иностранного права не является специфической чертой, поскольку и для внутренней сделки стороны также могут выбрать в качестве применимого иностранное право и даже международный договор. Однако действие данных источников будет ограничено императивными нормами национального права (п. 1 ст. 422, п. 5 ст. 1210 ГК РФ).

Международные договоры как источники коммерческого права заключаются государствами в целях унификации и гармонизации порядка заключения, исполнения и прекращения внешнеэкономических контрактов в различных сферах международной коммерческой деятельности. Также ОГЛАВЛЕНИЕ контрактов во многом определяется международными торговыми обычаями, актами межправительственных и неправительственных организаций, документами групп и ассоциаций экспертов, рекомендациями организаций "клубного типа", носящих характер международных деловых обыкновений.

На ОГЛАВЛЕНИЕ экспортно-импортных коммерческих контрактов большое влияние оказывают императивные нормы валютного, таможенного, налогового антимонопольного (конкурентного) законодательства. Товары, перемещаемые через таможенную границу, попадают под определенный российским законодательством таможенный режим и в связи с этим нуждаются в соответствующем таможенном оформлении и т.д.

Согласно Федеральному закону "О защите конкуренции" определение во внешнеэкономическом контракте факта антиконкурентных целей сторон (вне зависимости от их последствий для товарного рынка) само по себе означает ограничение конкуренции, если контракт содержит такой признак ограничения конкуренции, как "отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке", а также "определение общих условий обращения товара на товарном рынке" (п. 17 ст. 4).

С развитием способов защиты конкуренции и предотвращения ее ограничений в коммерческих договорах с участием российских и иностранных контрагентов внешнеэкономические контракты должны обеспечивать другим участникам рынка добросовестную конкуренцию и не препятствовать свободе предпринимательства.

Законодатель постарался устранить возможность смешения согласованных действий и ненамеренного параллелизма в поведении хозяйствующих субъектов. Для этого в п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О защите конкуренции" он определил, что действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые могут быть признаны согласованными, "вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год".

Нужно отметить, что дела в отношении компаний, осуществляющих согласованные действия, периодически рассматриваются как Еврокомиссией, так и органами по защите конкуренции стран – членов ЕС. Еще в 1969 г. Еврокомиссия в развитие положений ст. 81 Договора, учреждающего Европейское Сообщество (Рим, 25 марта 1957 г.), впервые сформулировала свое понимание согласованных действий как "сотрудничества между субъектами предпринимательской деятельности, при котором его участники, не подписывая формального соглашения, сознательно вступают в фактическое взаимодействие, представляющее угрозу свободной конкуренции". Наиболее распространенный признак согласованных действий, дела о которых рассматриваются Еврокомиссией или органами по защите конкуренции стран – членов ЕС, представляет собой обмен формально конкурирующими компаниями информацией о ценах, загрузке мощностей, планах по выходу на новые рынки, предшествующий совершению таких действий (или установлению цен).

"Концепция согласованных действий" была создана европейским законодателем, чтобы исключить возможность, при которой участвующие в тайном сговоре предприятия уйдут из-под запрета, установленного ст. 81 (1) Римского договора, лишь потому, что их сговор не основан на соглашении как таковом, хотя и приводит к аналогичным негативным последствиям для конкуренции. В 1992 г. европейскими странами был подписан Маастрихтский договор, направленный на создание Экономического и Валютного союза европейских государств. Он не заменял Римский договор 1957 г. и Единый европейский пакт 1986 г., поэтому все три договора сохраняли силу. "Концепция согласованных действий" компаний и "добросовестности коммерческих контрактов, не ограничивающих конкуренцию на едином рынке ЕС" развивалась и в новых договорах стран-членов ЕС. Единые основы экономической и политической интеграции, унификация правовых основ корпоративной деятельности и коммерческого оборота потребовали введения новых функций наднациональных органов ЕС по сближению правовых норм о внешнеэкономических контрактах. Этому способствовал подписанный в октябре 1997 г. Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих Европейские Сообщества, и ряда связанных с ними актов.

Завершающим этапом европейской экономической интеграции и создания ЕС явился Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе (Римский Договор) и в Договор об учреждении Европейского сообщества, вступивший в силу 1 декабря 2009 г. Его также называют Лиссабонским договором о реформе ЕС, заменившим не вступившую в силу Конституцию ЕС. В части внешнеэкономической деятельности Лиссабонский договор устанавливает, что вопросы "таможенной политики, внутреннего рынка; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Европейского Союза".

Российский законодатель в качестве признаков для определения подпадающих под запрет внешнеэкономических контрактов и согласованных действий избрал указание на "актуальные или потенциальные" последствия контракта. Выявить соответствие либо несоответствие конкретного контракта (согласованных действий) антимонопольному законодательству возможно лишь после изучения воздействия соглашения на рыночное поведение его сторон[1]. Такое воздействие легко определяется, если стороны прямо договорились о цене (компонентах цены) или, например, о разделе товарного рынка по территориальному принципу, однако соглашение может содержать положения, которые лишь косвенным образом приводят к тем же последствиям (например, вместо прямого указания согласованной цены в соглашении может быть определен порядок ее расчета в зависимости от различных факторов; вместо прямой договоренности прекратить выпуск товара, на который имеется спрос, соглашение может содержать условия, выполнение которых делает выпуск такого товара невозможным; вместо прямой договоренности препятствовать входу на товарный рынок стороны могут условиться об ограничении доступа к инфраструктурным активам, без пользования которыми вход на рынок невозможен).

Пункт 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" установил, что к числу запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов относятся экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Хотя в МЧП исследуется лишь "частноправовая" составляющая внешнеэкономических контрактов, игнорировать, например, конкурентное право не следует, поскольку нормы публичного права непосредственно не регулируют отношения между сторонами внешнеэкономической сделки, но нарушение норм публичного права ведет к юридической невозможности исполнения частноправовой сделки.

Среди актов публичного права необходимо отметить Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", который содержит наиболее общие, принципиальные положения, направленные на регулирование в целом внешнеторговой деятельности (принципы и методы государственного регулирования, компетенция государственных органов, положения, касающиеся ограничений экспорта и импорта, и т.д.). Вместе с тем Закон дает четкое определение экспорта и импорта, российских и иностранных заказчиков и исполнителей услуг, определяет круг российских и иностранных участников внешнеторговой деятельности.

4. Правовой статус иностранного контрагента (юридического лица) внешнеэкономического контракта, закрепленный иностранным правом, влияет на ОГЛАВЛЕНИЕ и цель контракта, поскольку вид коммерческой деятельности (банковская, страховая, торговая, инвестиционная, посредническая и др.) и юридическая форма лица (траст, финансовая организация, государственная корпорация, фонд, ассоциация, транснациональная корпорация и др.) являются определяющими при формировании содержания коммерческого контракта.

Национальность (государственная принадлежность) сторон, как правило, совпадает с местом нахождения их коммерческих предприятий, хотя необходимо уточнять реальное местонахождение коммерческого предприятия.

Законодательство РФ позволяет участвовать в гражданском обороте иностранным организациям, которые не являются юридическими лицами по иностранному праву. Данные организации создаются на основе договора, заключаемого их учредителями, местом учреждения которых можно считать место, где заключен внешнеэкономический контракт (учредительный договор).

Вопрос о правоспособности иностранной организации, с которой российское лицо вступает в договорные отношения, имеет важное значение для признания контракта действительным. В частности, российская сторона должна знать о том, кто вправе вести переговоры и подписывать контракт от имени иностранной организации, какова возможная ответственность компании и (или) ее учредителей. Ответы на указанные вопросы можно найти в уставе организации, а также в законодательстве соответствующего государства о юридических лицах.

Иностранные юридические лица вправе действовать на территории РФ как непосредственно, так и через свои филиалы и представительства, правовой статус которых регулируется как законодательством РФ, так и личным законом создавших их иностранных юридических лиц. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и, следовательно, не могут участвовать в гражданском обороте от своего имени, в том числе заключать договоры. При этом положение о филиале (представительстве) определяет внутренние взаимоотношения между юридическим лицом и представляющим его руководителем филиала (представительства).

5. Рассмотрение споров, вытекающих из внешнеэкономических контрактов, международными коммерческими арбитражами (третейскими судами) регулируется специальными нормами международного арбитражно-процессуального права. Споры из внешнеэкономических коммерческих контрактов в международном коммерческом обороте подразделяются на частноправовые споры с иностранным контрагентом по договору и публично-правовые споры с контролирующими органами, связанные с нарушением таможенного, налогового, валютного, банковского, антимонопольного законодательства. Частноправовые споры с иностранными контрагентами могут быть рассмотрены как в России, так и за рубежом, а публично-правовые споры рассматриваются только в государственных судах.

6. Специфика внешнеэкономического контракта проявляется в порядке расчетов, кредитования, страхования имущественных интересов сторон с участием иностранных финансовых организаций. Поэтому при заключении внешнеэкономических сделок российские лица должны учитывать нормы российского валютного законодательства, включенные в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Он содержит большое количество норм прямого действия, что отражает либерализацию валютного регулирования экспортно-импортных операций. Хотя он и основывается на обязательности осуществления всех расчетных операций по экспортно-импортным сделкам через уполномоченные банки с использованием паспорта внешнеэкономической сделки, основные ограничения на осуществление валютных операций (необходимость обязательной продажи части валютной выручки, резервирование и др.) отменены. Многие нормативные акты ЦБ РФ и других ведомств содержат конкретные указания, касающиеся содержания внешнеэкономических контрактов. В рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов ЦБ РФ дает свое "видение" проблемы относительно содержания и структуры внешнеэкономического контракта.

7. Использование иностранного материального и процессуального права в исполнении договорно-правовых обязательств по внешнеэкономическим контрактам является специфическим признаком внешнеэкономического коммерческого контракта. Говоря об актуальности и значимости вопросов применения иностранного процессуального и материального права при исполнении обязательств по внешнеэкономическим контрактам как фактического обстоятельства, необходимо сказать, что они затрагивают такую важную с практической точки зрения область, как исполнение судебных решений, вручение судебных документов и извещений за границей.

Процедура вручения судебных документов и извещений за границей, не соответствующая праву иностранного государства, обычно не влияет на законность данной процедуры с точки зрения, например, права США. Однако стороны судебного процесса игнорируют положения иностранного права о вручении судебных документов и извещений на свой собственный риск[2]. В случае необходимости приведения в исполнение в иностранном государстве вынесенного с подобными нарушениями решения суда США, в исполнении такого решения может быть отказано.

Вопросы концепции иностранного частного права широко распространены в судебной практике всех стран мира: количество гражданских дел, при рассмотрении которых суды применяют иностранное частное право, постоянно увеличивается. Этому способствует как развитие трансграничных частных отношений, в том числе в сфере предпринимательской деятельности, так и принятие международно-правовых актов, затрагивающих применение иностранного частного права[3]. Как отмечала известный российский ученый-юрист Н. Г. Вилнова, внешнеэкономические сделки имеют одну очень важную черту – возможность регламентирования правоотношений сторон также нормами иностранного права.

Что касается международно-правовых актов, затрагивающих вопросы иностранного частного права и способствующих его более частому применению судами договаривающихся государств, Н. Г. Вилкова в статье о праве, применимом при разрешении споров из внешнеэкономических сделок, упоминает о том, что в последние годы в рамках унификации норм МЧП в этой сфере произошли значительные изменения: 22 декабря 1986 г. в Гааге подписана Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (подписали Чехия и Словакия и Нидерланды, Молдова и Аргентина). Ранее в Гааге 14 марта 1978 г. была подписана Конвенция о праве, применимом к договорам о посредничестве. Хотя указанные Конвенции в силу не вступили, их значение для становления общих подходов и принципов в этом отношении трудно переоценить. Вступила в силу Римская конвенция 1980 г.

В настоящее время применение иностранного частного права как российскими судами, так и судами других государств распространено в значительно большей степени. Вопросы концепции иностранного частного права затрагивают все уровни гражданского судопроизводства: так же как и суды первой инстанции, апелляционные суды могут устанавливать ОГЛАВЛЕНИЕ и применять иностранное частное право.

Вопросы концепции иностранного частного права считались и продолжают считаться насущными, повседневными. Доказывание иностранного частного права в немецких судах отнесено к разряду насущных, повседневных вопросов. Являясь насущными и затрагивающими все уровни гражданского судопроизводства, вопросы концепции иностранного частного права, тем не менее, до сих пор являются недостаточно урегулированными как за рубежом, так и в Российской Федерации. Вопрос о понимании российскими судами иностранного частного права все еще является недостаточно урегулированным в нашем законодательстве. Широкое участие иностранных физических и юридических лиц в отношениях с российскими гражданами и организациями все чаще ставит перед судьей вопрос о применении в гражданском и арбитражном процессе норм иностранного частного права. Однако вплоть до сегодняшнего дня не только сам порядок такого применения, но и подход к пониманию иностранного частного права не может считаться четко установленным.

По словам известного российского ученого Μ. М. Богуславского, концепция иностранного частного права вообще занимает одно из центральных положений в отрасли МЧП. Действительно, "коллизионная норма – это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему отношению, т.е. норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, – нормами законодательства, решающими вопрос по существу". Таким образом, вопросы концепции иностранного частного права традиционно заслуживали и справедливо заслуживают подробного изучения в науке международного коммерческого права и МЧП. Collins Dictionary of Law определяет иностранное право следующим образом: иностранное право – это право любой юрисдикции, имеющей отличную от применяемой судом, рассматривающим спор, правовую систему. В английском праве иностранное право в конкретном судебном процессе – это вопрос факта, и должно быть доказано показаниями свидетелей-экспертов[4]. В целом, данное определение соответствует классическому пониманию иностранного права и довольно полно отражает его суть.