Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия США

Внешнеэкономические связи во многом определяют экономическое и социальное развитие государства в целом, будучи частью его хозяйства. В США принято считать, что внешняя торговля - это часть распределительной сети всего хозяйства страны вместе с внутренней торговлей, поэтому их регулирование осуществляет одно ведомство - Министерство торговли США.

Внешнеэкономическая стратегия этого Министерства предусматривает решение тех задач внешнеторговой политики, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности товаров США в мировой экономике, укрепление экономической инфраструктуры страны (заводов, фермерских хозяйств, частных фирм и т.д.) и защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

Среди стратегических направлений внешнеторговой политики США можно выделить следующие:

■ защита интересов национальных компаний в борьбе за зарубежные контракты, усиление поддержки экспорта;

■ организационное обеспечение защиты интересов компаний США на внешнем рынке;

■ защита внутреннего рынка (активное применение законов об антидемпинговых и компенсационных пошлинах и другие меры);

■ усиление международной конкурентоспособности национальных компаний и национальной экономики в целом;

■ увеличение эффективности режима экспортного контроля и др.

США занимают существенную долю в мировом экспорте: по данным ЮНКТАД, мировой экспорт в 2009 г. составил 12,0 трлн долл., а стоимость экспорта США -1,37 трлн долл., в 2008 г. -1,277 млрд долл., в 2009 г.- 994,7 млрд долл.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО), объем мировой торговли в 2009 г. упал на 12%, что стало самым резким снижением со времен окончания Второй мировой войны.

Еще выше доля США в мировом импорте: из 12,0 трлн долл. на США в 2009 г. приходилось 1,445 трлн долл. (15,7%). При этом доля США и в мировом импорте, и в мировом экспорте постоянно снижается.

Экономические связи США с другими государствами очень обширны и разнообразны. Основными партнерами по экспорту в 2008 г. являлись: Канада - 20,1%, Мексика - 11,7%, Япония - 5,1%, Великобритания - 4,1%, Германия - 4,2%. Основными партнерами США по импорту в 2008 г. были: КНР - 16,4%, Канада - 15,7%, Мексика -10,1%, Япония - 6,6%, Германия - 4,6%. В американо-европейских связях доминирующее значение занимают страны ЕС. Это хозяйственное взаимодействие очень специфично, так как страны ЕС зависят от американского рынка в существенно меньшей степени, чем, например, Канада или Япония; товарные рынки ЕС играют более важную роль для экономики США, чем рынки Японии и Канады; значение рынков ЕС для американских производителей выше, чем рынков США для большинства экспортеров из ЕС.

Стратегическое значение для США имеет Азиатско-Тихоокеанский регион. Страны региона активно вовлечены в процессы международного разделения труда. На их долю приходится более 20% американского экспорта. Здесь расположен главный заокеанский экономический партнер США - Япония. В 1989 г. была создана организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - АТЭС. В нее входят США, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, страны АСЕАН, Россия, Республика Корея и др. Сфера деятельности АТЭС включает широкий круг вопросов от экономических отношений до культурного обмена и охраны тихоокеанских природных ресурсов. АТЭС участвует в расширении торговли и инвестиций, содействует усилиям ВТО в либерализации международной торговли.

США явились инициатором создания в 1994 г. Североамериканской ассоциации свободной торговли - НАФТА, объединяющей США, Канаду и Мексику. Для последних лет были характерны попытки со стороны США превратить Североамериканскую ассоциацию свободной торговли в Панамериканскую зону свободной торговли с подключением к ней ряда стран Центральной и Южной Америки, однако эти попытки успехом не увенчались.

Исторический экскурс. В первые послевоенные годы, благодаря особенностям обстановки того времени, США фактически оказались вне конкуренции на мировых рынках. Их доля в мировом экспорте в 1947 г. превышала 30%, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с предвоенными годами (в мировом импорте доля США за эти годы почти не изменилась и составляла 10-Ί1%). Впоследствии началось падение доли США в мировой торговле. Первоначально это происходило в основном по "естественным" причинам и являлось статистически всего лишь следствием расширения торговли другими странами. Но в дальнейшем оно все больше стало обусловливаться относительным ослаблением конкурентоспособности американских товаров, особенно продукции невысокой наукоемкости, производимой традиционными отраслями.

Важное направление структурных изменений во внешней торговле США - почти неуклонное снижение значения сырьевого компонента. Если говорить только о минеральном сырье и топливе, то его доля в экспорте США сейчас примерно в 3 раза ниже, чем во всем мировом экспорте, причем только за последнее десятилетие XX в. она сократилась более чем в полтора раза. В импорте США аналогичный показатель значительно выше и его изменения связаны с колебаниями мировых цен на нефть. Уменьшается и доля сельскохозяйственных товаров в экспорте и импорте США, хотя они экспортируют примерно 1/4 часть сельскохозяйственной продукции. Производители сельхозпродукции в данном случае столкнулись с двойной проблемой: перепроизводством на внутреннем рынке и сокращением спроса на мировых рынках, вследствие жесткой позиции развивающихся стран по вопросам субсидирования сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс США до последнего времени был в значительной степени ориентирован на внешний рынок: он экспортирует 2/3 произведенного в стране зерна.

В структуре экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности ведущее место занимают машины, оборудование и транспортные средства, среди которых доминируют высокотехнологичные товары (около 90% всего экспорта и до 80% импорта). Внешние рынки обеспечивают сбыт около 1/4 продукции общего машиностроения, более 1/5 - по двигателям и турбинам, свыше 2/5 - по самолетам. В составе этой товарной группы крупнейшей категорией экспорта и импорта с конца 1980-х - начала 1990-х гг. стало конторское и телекоммуникационное оборудование.

Таким образом, США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции и одновременно с этим выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США составляла в начале XXI в. около 14%. Крупный потенциал экспортной деятельности содержат новейшие направления научно-технического прогресса. США принадлежит 70% мирового рынка программного обеспечения для ЭВМ. Реализация интеллектуальной продукции (прав интеллектуальной собственности), различных видов научно-технической информации становится все более перспективным видом международного бизнеса, служит важным проводником мирового влияния американских ТНК.

Экспортная и импортная квоты США колеблются в пределах 6-12%. Главная причина такого положения состоит в том, что США, будучи крупной страной с разнообразными районами, получают большие выгоды с помощью внутреннего территориального разделения труда, поэтому их нужды в международном разделении труда не так велики, как у других развитых государств. Вместе с тем экспорт обеспечивает примерно 30% экономического роста страны, более 12 млн рабочих мест, высокую заработную плату на предприятиях, осуществляющих экспортные поставки (на 15% выше средней по стране).

Импорт в начале XXI в. играет все более растущую роль в США, не только как источник снабжения страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияние которой сказывается в настоящее время практически на всей экономике США. В последнее время обостряется проблема с импортом, так как он захватывает все новые и новые позиции на внутреннем рынке США. На долю иностранных поставщиков приходится 68% реализуемой на рынках США обуви, 53% одежды, 23% потребляемой стали, более 50% металлообрабатывающих станков, нефти и нефтепродуктов. Доля импорта в совокупном объеме внутренних продаж составляет более 23%.

В 1971 г. впервые с 1893 г. США свели свой внешнеторговый баланс с дефицитом, а с 1976 г. он приобрел хронический характер, причем с 1992 г. увеличение этого дефицита происходит непрерывно (табл. 14.2). Дефицит внешней торговли США в 2002 г. составил 476,4 млрд долл., а в 2006 г. США, по данным ЮНКТАД, имели дефицит уже в размере 879 млрд долл., в 2009 г. - 450,3 млрд долл. В 2001 г. Китай опередил Японию по разрыву в торговом балансе с США. Дефицит торгового баланса США с Китаем в 2006 г. составил 233 млрд долл. (28% всего торгового дефицита США, но уже в 2008-2009 гг. на долю Китая пришлось 39% торгового дефицита США).

Накопленный дефицит торгового баланса США за 22 года (с 1985 по 2007) составил 8 трлн долл.

Таблица 14.2. Внешняя торговля США с 1913 по 2009 г., млрд долл.

Год

Экспорт

Импорт

Сальдо

1913

2,5

1,3

+0,7

1929

5,2

4,4

+0,8

1939

3,2

2,3

+0,9

1946

11,8

5,1

+6,7

1950

10,2

9,1

+1,1

1960

19,6

14,8

+4,9

1970

42,5

39,9

+2,6

1980

224,2

249,7

-25,5

1990

387,4

498,4

-111,0

2000

772.2

1224,4

-452,2

2006

1037,0

1919,0

-879,0

2008

1277,0

2117,0

-840,0

2009

994.7

1145,0

-450,3

Причина роста отрицательного внешнеторгового сальдо США - не столько ослабление конкурентоспособности национального производства (хотя в некоторых отраслях оно тоже имело место), сколько некоторые особенности развития американской экономики и ее положения в мировом хозяйстве, постоянно высокий спрос на инвестиции, превышающий внутренние финансовые ресурсы и частично удовлетворяемый притоком иностранного капитала (деньги, уплаченные за "излишний" импорт, в конечном счете возвращаются в США в виде иностранных инвестиций); особая привлекательность американского рынка как объекта для вложения капитала, высокий уровень жизни и потребления в стране. По мнению многих экспертов, значительный торговый дефицит США на рубеже XX-XXI вв. в определенной степени был обусловлен и очевидной переоценкой доллара.

Движение капитала в США. В последнее десятилетие произошли радикальные перемены в мировой позиции США, связанной с движением прямых иностранных инвестиций. На базе прямых инвестиций, осуществляемых преимущественно ТНК, в прогрессирующих масштабах происходит формирование международного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля. Источником финансирования инвестиций в 80 - 90-е гг. XX в. является чистый приток иностранного капитала. Чистый приток капитала в США с 1985 по 2000 г. в общей сложности превысил 2 трлн долл. Эти средства в конечном итоге пошли на финансирование счета текущих операций американского платежного баланса. Таким образом, США превратились из крупнейшей в мире страны-кредитора, каким они были до начала 1980-х гг., в крупнейшую страну-должника уже к началу 1990-х гг.

Мировое лидерство США привлекало до последнего времени к ним финансовые ресурсы из остального мира. Объем ввозимого в США капитала достигает около 200 млрд долл. в год. Это свидетельствует о высокой степени интернационализации экономики и является важным фактором весьма быстрого экономического развития страны.

Интенсивное взаимодействие зарубежных предприятий американских ТНК с хозяйственными структурами США выражается в наиболее рельефной форме в растущей производственной кооперации зарубежных филиалов с материнскими. Среди машиностроительных компаний получили развитие глобальные конвейеры по выпуску унифицированной продукции на мировой рынок, а также производство по замкнутому циклу (выпуск товаров для американского рынка на зарубежных сборочных предприятиях, принадлежащих ТНК, из узлов и деталей, поставляемых с предприятий материнских компаний). Создание замкнутого цикла производства только в 12 развивающихся странах обеспечивает американским ТНК получение дополнительных прибылей в размере 2-3 млрд долл. ежегодно.

Становление и развитие международного производства приводит к трансформации содержания внешней торговли. Благодаря развитию международной кооперации все более значительная часть внешней торговли представляет собой внутрифирменную торговлю - движение товаров и услуг через границы между подразделениями одной и той же компании, расположенными в разных странах. Так, создание на территориях развивающихся стран заграничных сборочных цехов привело к тому, что более 10% товарооборота США с этими странами приходятся на внутрифирменные поставки по схеме США - развивающиеся страны - США. Доля американских ТНК в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций достигает 25%.

Внешний долг. В основном внешний долг увеличивается вследствие дефицита бюджета (правительство тратит больше денег,

чем собирает с помощью налогов). Вторым фактором увеличения внешнего долга является многолетний отрицательный торговый баланс США (объем импорта существенно превышает объем экспорта) (табл. 14.1).

Дефицит бюджета США фиксируется с конца 60-х годов XX в. (с 1970 г. профицит бюджета США был зафиксирован только четыре раза - в 1998-2001 гг.). В 2008 г. он составил 459 млрд долл., в 2009 г. - 1,4 трлн долл., или 9,9% ВВП. Размер дефицита бюджета к объему ВВП в 2009 г. стал рекордным с 1945 г., когда завершилась Вторая мировая война. В 2010 г. он составил 1,35 трлн долл.

Таблица 14.3. Национальный долг США

Год

Госдолг США, млрд долларов

% ВВП

1910

2.6

п/а

1920

25.9

п/а

1930

16,2

п/а

1940

43.0

52,4

1950

257,4

94.1

1960

290,5

56,1

1970

380,9

37,6

1980

909.0

33.3

1990

3206.3

55,9

2000

5628,7

58,0

2001

5769,9

57,4

2002

6198.4

59.7

2003

6760,0

62,5

2004

7354,7

64,0

2005

7905.3

64.6

2006

8451.4

64,9

2007

8950,7

65,5

2008

9985.8

70,2

2009

12 311.4

86,1

2010 (прог.)

14 456,3

98,1

2011 (прог.)

15 673.9

101.1

2012 (прог.)

16 565.7

100.6

2013 (прог.)

17 440,2

99,7

2014 (прог.)

18 350,0

99.9

Проблема растущего внешнего и внутреннего долга в США становится все более значительной, увеличивая нагрузку на бюджет, за счет процентных отчислений по долговым обязательствам, и, по мнению некоторых экспертов, может привести к дефолту.

Россия во внешней торговле США. США являются одним из основных торговых партнеров России среди промышленно развитых стран. Во внешней торговле РФ со странами дальнего зарубежья в начале XXI в. США занимали до последнего времени одно из ведущих мест после ЕС, по объему товарооборота - 3-е место среди развитых стран (после Германии и Италии). При этом взаимная торговля на протяжении многих лет характеризовалась устойчивым положительным сальдо для России. На США приходится менее 5% всего товарооборота России, в то же время для США роль торговли с Россией не столь велика - в общем объеме американской внешней торговли ее доля едва достигает 0,5%. В последние годы роль США во внешней торговле России резко снизилась в связи с мировым финансово-экономическим кризисом и в 2009 г. объем внешнеторгового оборота России с США, по данным ФТС России, составил 18,4 млрд долл. (в 2008 г. - 27,2 млрд долл.). В структуре российского экспорта в США около 80% приходится на сырье и полуфабрикаты (алюминий и изделия из него, черные металлы, продукты неорганической химии, нефть, нефтепродукты и др.). Основной товарной группой в американском экспорте в Россию является продукция машиностроения - более 50%.

Принятые США в начале XXI в. ограничительные меры по импорту стальной продукции из России существенно лимитировали возможности их поставок (ранее доля этой товарной группы достигала в российском экспорте в США 30%).

Одним из наиболее значимых практических результатов в области российско-американских торгово-экономических отношений явилось признание Соединенными Штатами в июне 2002 г. рыночного статуса российской экономики, что важно при проведении антидемпинговых расследований в США в отношении товаров российских фирм. Данное решение было принято после настойчивой постановки этого вопроса Россией перед американской стороной на различных уровнях. Признание рыночного статуса означает, что при проведении в США новых антидемпинговых расследований в отношении российских предприятий расчет размера антидемпинговой пошлины будет основываться на показателях деятельности этих предприятий, а не на данных, полученных от американских компаний-конкурентов или из третьих стран. В результате у российских предприятий потенциально появляется больше возможностей доказывать обоснованность применения ими определенных экспортных цен на свою продукцию и в итоге значительно снизить угрозу введения чрезмерно высоких ставок антидемпинговых пошлин. Впредь при введении антидемпинговых пошлин они будут распространяться только на предприятия, подпавшие под расследования, а не на всех российских экспортеров данной продукции. Вместе с тем учитывая, что Россия пока не является членом ВТО, для обоснования применения таких мер к российским предприятиям достаточно положительного решения Министерства торговли США о наличии субсидируемого импорта товаров, вне зависимости от того, причиняет или нет данный импорт ущерб соответствующей отрасли американской промышленности.

Однако несмотря на достигнутые результаты в торгово-экономических отношениях, между Россией и США сохраняется ряд проблем, в том числе унаследованных от периода холодной войны. Среди них - поправка Джексона-Вэника к закону о торговле 1974 г., действие которой распространяется на Россию, и которая до настоящего времени не отменена. Сохраняется и дискриминация России со стороны США в вопросах экспортного контроля, что создает препятствия для развития сотрудничества в области высоких технологий. Вместе с тем в конце 2006 г. в результате российско-американских переговоров по вопросам присоединения России к ВТО достигнута договоренность о поддержке со стороны США.

Внешнеполитическая стратегия США определяется их претензией на роль мирового лидера во всех сферах человеческой деятельности, в первую очередь в экономике, и возможностью бесконтрольного и неограниченного применения военной силы. США продолжают войну в Ираке, который в настоящее время является фактически оккупированным государством, угрожают применением военной силы против Ирана. В современных условиях стратегия национальной безопасности США направлена на обеспечение одностороннего доминирования США в мировом сообществе, они первыми в мире ввели понятие "сфера жизненных интересов" (1823 г.) своей страны применительно к зарубежным странам.

За период после второй мировой войны США участвовали в 30 войнах и конфликтах, более 200 раз использовали свои вооруженные силы в политических целях. США выступали с карательными акциями против Лаоса, Доминиканской Республики, Сомали, Ливии, Ирака, в 1999 г. против Югославии. При содействии США совершены государственные перевороты в Боливии, Чили, Сальвадоре, Гренаде. За 1990-е гг. в США было принято более 60 законов и актов органов исполнительной власти по экономическим санкциям для достижения внешнеполитических целей. Помимо Ирана, Ливии и Ирака, круг стран, в отношении которых применялись санкции, или которым США угрожали их применением, достаточно широк: Нигерия и Индонезия, Италия и Канада, Мексика и Колумбия, Россия и Турция, Азербайджан и Мьянма, Сирия и Судан, Китай и Корейская Народно-Демократическая Республика и т.д.

Ввиду сужающихся возможностей мирового лидерства США, в первую очередь из-за нарастания кризисных явлений в американской экономике, их воздействие на мировые процессы будет уменьшаться, а в мировом сообществе будет нарастать тенденция к формированию полицентричного мира, что предоставляет России некоторые дополнительные шансы для укрепления своего геоэкономического и геополитического положения в современном мире.