Логистический менеджмент в общей структуре менеджмента фирмы

Современная практика менеджмента характеризуется интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами как наиболее адекватными объектами внедрения концепции интегрированной логистики.

Под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, трансформирующих ресурсы компании при управлении товарными и сопутствующими потоками в результат, задаваемый логистической стратегией фирмы или потребителем. Этот результат обычно определяется ключевыми факторами логистики:

o общими затратами;

o логистическими издержками;

o временем исполнения заказа;

o качеством логистического сервиса;

o продолжительностью логистических циклов;

o производительностью;

o эффективностью инвестиции в логистическую инфраструктуру. Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, поскольку он является стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистическую миссию трактуют как шесть правил логистики: обеспечение нужного продукта в требуемом количестве заданного качества в нужном месте в установленное время с оптимальными затратами.

В шести правилах отражены черты логистической миссии организации, ключевыми из которых являются качество, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логистическую миссию, согласующуюся с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики в фирме должна быть координация материальных и сопутствующих потоков как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе.

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения высокого качества ее продукции и сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой деятельности, позиционировать ее относительно рынка и конкурентов.

Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного или нескольких ключевых комплексных показателей эффективности логистики. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких (многокритериальная задача оптимизации) ключевых показателей.

Логистическая стратегия - долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями. Логистические стратегии построены па основе минимизации (максимизации) одного ключевого показателя, например общих логистических издержек, чистой прибыли и др. Однако при этом необходимо ввести ограничения на другие существенные с точки зрения стратегии фирмы показатели.

В практической деятельности перед предпринимательскими структурами встают три типа целей:

o идеалы: цели, которые не считаются достижимыми, но допускают приближение к ним как в плановом периоде, так и за его пределами;

o цели: проблемы, решение которых недостижимо в рамках планового периода, но возможно позднее и приближение к которым предусматривается в рамках данного периода;

o задачи: цели, достижение которых предусматривается в рамках планируемого периода.

В соответствии сданной иерархией осуществляется формулировка общих и частных задач логистики.

1. Концептуальная идея логистики: достижение с наименьшими возможными в данных условиях затратами максимальной приспособленности фирмы к изменяющейся рыночной обстановке, расширение своего рыночного сегмента и получение преимуществ перед конкурентами.

2. Общая цель логистики: создание эффективной интегрированной системы функционального менеджмента материальных, информационных, финансовых, кадровых и прочих потоков, обеспечивающей высокое качество поставок продукции.

3. Частные задачи логистики:

o обеспечение адекватности материального, информационного, финансового, кадрового и прочих потоков;

o диспетчирование материального потока и обеспечение непрерывной информации о нем;

o определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

o разработка алгоритмов управления операциями товародвижения;

o стандартизация тары и упаковки;

o рационализация соотношения производства, складирования и транспортировки;

o оптимизация процесса управления производственными запасами;

o максимально возможное сокращение времени хранения и транспортировки грузов.

Логистическая система включает организационную систему, осуществляющую связь и координацию работы подсистем логистики; систему информатики, обеспечивающую планирование и функционирование информационного потока; систему обеспечения физического распределения потока товаров.

Для успешного выполнения определенных функций в системе управления этим функциям должна соответствовать определенная структура. Следовательно, в управленческой иерархии фирмы необходимо предусматривать логистические подразделения, возглавляемые управляющим логистикой или директором по логистике. На эти логистические структуры возлагаются следующие функции контроля и ответственности: производственные планы и запасы, транспорт и перевозки, складское хозяйство, продажи, выполнение заказов, складские операции на региональных складах, исследования в области логистики, совершенствование логистической системы, снабжение, хозяйственные связи, информация.

Развитие фирмы в целом складывается из совершенствования се ресурсного и конкурентного потенциалов. Логистика позволяет экономическим субъектам формировать стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурентного преимущества исходя не из абстрактной ориентации на рынке, а на основе ориентации на конкретного потребителя. При этом логическое мышление включает гораздо более широкий круг вопросов, чем просто управление физическим распределением продукции. Для принятия квалифицированного решения, повышающего конкурентоспособность фирмы в условиях рыночного противостояния, необходимо на уровне исследования операций, представляющих расчетный базис принимаемого решения, формализовать возможно больший массив информации, адекватно описывающий как саму фирму, так и окружающую ее внешнюю среду. Достижению этих целей и служит логистика, которая знаменует собой переход от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования.