Кураторская деятельность

Кураторская деятельность осуществляется в основном в системе вузовского образования. Куратор (от лат. curator – попечитель) – лицо, которому поручено наблюдение. Куратор – это представитель педагогического коллектива (чаще всего преподаватель), осуществляющий воспитательную и организаторскую деятельность, наделенный соответствующими функциями, выступающий в роли организатора жизнедеятельности студенческой группы, воспитателя личности студентов, помогающий студентам педагогически осваивать культурную среду.

Кураторская деятельность в педвузе – это особый вид управленческо-педагогической деятельности, который осуществляется в системе воспитательной работы педагогического вуза, является образцом осуществления организационно-воспитательной деятельности для будущих учителей и связан с созданием условий для успешного функционирования студенческой группы, управления через культурную среду процессом формирования, развития каждой отдельной личности, ее самореализации и самосовершенствования.

Развитие института кураторства начинается в XIX в. В это время в высших учебных заведениях стали работать служители, надзиратели, которые следили за дисциплиной, посещением лекций студентами и т.п. Их деятельность была далека от воспитания, но появилась необходимость в других лицах, выступающих в роли наставников для студентов. В послереволюционные годы кураторская деятельность была заменена деятельностью в российских вузах партийной и комсомольской организациями, которые активно участвовали в налаживании идейно-воспитательной и культурно-массовой работы, в улучшении материального положения студентов.

В 1950 г., после выхода приказа Министра просвещения о прикреплении преподавателей к учебным группам с целью проведения воспитательной работы среди студентов, функции кураторов стали выполнять преподаватели, специально прикрепленные к группам. Кураторами курсов, отделений и учебных групп в большинстве других вузов назначались, как правило, наиболее опытные и уважаемые ученые. Большое внимание уделялось вопросам организации быта. Во многих высших учебных заведениях СССР создавались органы управления деятельностью кураторов: факультетские и общевузовские советы кураторов. В работе куратора со студенческой группой в этот период много внимания уделялось организации и проведению политзанятий, собраний, Ленинского зачета, досуга студентов, анализу посещаемости лекций и практических занятий, профессиональной подготовке студентов во внеучебное время. Рассматривались организационные формы работы куратора: формирование сплоченного коллектива, распределение общественных поручений в группе, составление плана воспитательной работы. ОГЛАВЛЕНИЕ кураторской деятельности соответствовало требованиям подготовки советских специалистов, которые хорошо владели основами марксистско-ленинского учения, видели политические цели партии и страны, имели широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владели своей специальностью.

В 90-е гг. прошлого столетия в связи с перестройкой, распадом СССР воспитательная работа в стране значительно ослабла. Произошло самоустранение, а затем уход комсомольских и партийных органов, занимавшихся многие годы проблемами идеологии и воспитания студентов, что привело к пересмотру соотношения воспитания и образования, закреплению за образовательными учреждениями в основном образовательных функций, отказу педагогов от воспитания как составляющей собственно профессиональной деятельности. В стране институт кураторства практически прекратил свое существование, в большинстве вузов кураторство было отменено, как следствие – резко сократилось количество публикаций, посвященных проблеме кураторства.

В настоящее время в вузе институт кураторства возрождается, достаточно интенсивно разрабатываются теоретические и методические аспекты проблемы кураторства.

Функции куратора:

– организационно-управленческие функции – организация деятельности студентов курируемой группы по реализации поставленных задач, создание условий для принятия задач деятельности студенческим коллективом в целом и отдельными студентами, стимулирования активности студентов;

– коммуникативные функции: налаживание системы контактов куратор – студент, куратор – группа, студент – студент, студент – преподаватель, необходимых для продуктивного взаимодействия студентов в вузовской среде;

– функция педагогического сопровождения воспитательного процесса, которая основана на знании психологии личности и предполагает выбор адекватных форм и методов воспитательной деятельности;

– социально-культурные функции, которые предполагают знание куратором способов эффективного взаимодействия с внешней средой (город, регион), приобщение к эталонам культуры (знание, освоение, хранение);

– личностно-развивающие функции, которые предполагают самореализацию и личностный рост педагога в процессе приобщения к кураторской деятельности.