Краткие выводы

Если фирма может влиять на цену своего товара посредством изменения объема его предложения, то при стремлении к максимуму прибыли она установит цену выше предельных затрат, что указывает на неоптимальное с позиций общества использование производственных возможностей. Установление монопольной цены приводит к сокращению излишков потребителей и появлению чистых экономических потерь общества. Поэтому полная монополизация рынка запрещается антимонопольным законодательством. Исключение составляют естественные монополии, возникающие в результате растущей отдачи от масштаба. Взаимоотношения естественных монополий с потребителями регулируются государством с учетом специфической реакции монополий на налогообложение, дотации и директивные цепы.

Когда на рынке имеется много продавцов, но один из них имеет перед другими подавляющее преимущество по объему выпуска и затратам производства, тогда он тоже единолично определяет рыночную цену и объем продаж, но наличие конкурентов, хотя и более слабых, обеспечивает более низкую, чем на полностью монополизированном рынке, цену.

В современных условиях одним из источников монопольной власти фирмы является дифференциация свойств товара, в результате которой каждый производитель может быть монополистом на отдельном сегменте рынка дифференцированных (гетерогенных) товаров. Выпуск множества разновидностей одного и того же предмета потребления связан с увеличением затрат на производство, но потребители согласны их оплатить, воспринимая разнообразие как приращение благосостояния. Большая (легкая) взаимозаменяемость различных модификаций одного и того же товара способствует конкуренции между их производителями, несмотря на монопольное производство каждой модификации. В результате на рынке монополистической конкуренции в длительном периоде цена устанавливается на уровне средних затрат, лишая производителей прибыли.

При небольшом количестве продавцов на рынке его конъюнктура формируется не только под воздействием предпочтений покупателей, технологии производства и целей производителей, но и в результате их взаимосвязанных стратегических решений. Цена на рынке олигополии устанавливается ниже монопольной цены, но выше цены рынка совершенной конкуренции.

>

Цены Рамсея

При наличии условий осуществления для ценовой дискриминации третьей степени Ф. Рамсей[1] разработал модель директивных цен[2], в соответствии с которой цепы должны быть такими, чтобы: а) сумма излишков потребителей была максимальна; б) монополия не имела ни прибылей, ни убытков. Рассмотрим модель ценообразования Рамсея в предположении, что рынок монополии состоит из двух сегментов с линейными опросами различной эластичности , а общие затраты монополии отображаются функцией , где k, v – соответственно, постоянные и средние переменные затраты.

Так как при линейном спросе линия спроса пересекает ось цены в точке а/и, то излишки потребителей, равные площади треугольника над директивной ценой, определяются но формуле

Для определения цен Рамсея нужно найти максимум суммы при условии равенства общей выручки монополии ее затратам: .

Выразим цены через объемы спроса и составим функцию Лагранжа:

Приравняв ее первые производные по q1 и q2 нулю, получаем

Деление первого равенства па второе дает одно из необходимых уравнений для определения объемов продаж на каждом сегменте:

Вторым уравнением является равенство прибыли монополии нулю (TR = ТС):

Подставив найденные значения qy и q2 в уравнения спроса, найдем цены Рамсея.

Пример 5.6

Спрос на двух сегментах рынка монополии и ее затраты на выпуск отображаются функциями: ; ; и представлены па рис. 5.13.

Рис. 5.13. Варианты директивных цен на рынке естественной монополии

Если на этом рынке установить общественно оптимальную цену Р = МС = 20, то покупатели каждого из сегментов купят по 1000 ед. продукции. Выручка монополии будет 40000 ден. ед., а ее общие затраты 4800 + 20 • 2000 = 44800. Поэтому монополии придется давать дотацию в размере 4800 ден. ед.

Без дотации можно обойтись, если покупателям с менее эластичным спросом (первого сегмента рынка) предлагать продукцию по цене 28 ден. ед., по которой они купят 600 ед. Выручка от них: 28 • 600 = 16800 ден. ед. – покроет все затраты, включая постоянные, так как 4800 + 20 • 600 = 16800. Поэтому покупателям 2-го сегмента можно будет предлагать продукцию по 20 ден. ед., возмещающую только переменные затраты; тогда они купят 1000 ед. Монополия возместит все затраты, но нс будет иметь прибыль: π = 28 • 600 + 20 • 1000 – 4800 – 20 • 1600 = 0. Потребители 1-го сегмента получат потребительские излишки в количестве: 0,5 × 600(40 – 28) = 3600; а 2-го сегмента – в количестве 0,5 • 1000(30 – 20) = 5000. Всего потребительских излишков будет 8600.

Но еще больше выиграют потребители, если установить цены Рамсея. В условиях примера система уравнений, из которой определяются q1 и q2 по модели Рамсея, имеет вид:

Покупателям 1-го сегмента такое количество можно продать по Р1 = 24, а 2-го сегмента по Р2 = 22. При таких ценах прибыль монополии тоже будет равна нулю: π = 800(24 + 22) – 4800 – 20 • 1600 = 0, а излишки потребителей окажутся больше: