Консультирование как форма организации исследования систем управления

Одной из форм организации и проведения исследований систем управления является консультационная деятельность.

Консультация – это форма услуги, предоставляемой человеку или фирме (организации) с целью объяснения ситуации и решения связанных с пей проблем.

Консультационная деятельность в сфере управления широко распространена во многих зарубежных странах. Это связано с нарастающим усложнением управления, потребностями профессионального решения возникающих проблем, возрастанием количества факторов эффективного управления.

В методологическом отношении консультирование может быть полезным как средство оценки ситуаций при помощи взгляда со стороны, независимых суждений. В научном плане это явление можно назвать известным принципом внешнего дополнения, который позволяет увидеть и оценить то, что невозможно увидеть с внутренних позиций.

В процессе проведения консультаций не только используются опыт и знания консультантов, но и проводятся конкретные и специализированные исследования. Такие исследования, как правило, бывают весьма эффективными, потому что, во-первых, они опираются на богатый, обобщенный и проверенный опыт консультантов, во-вторых, осуществляются специалистами по определенным областям знаний и практических проблем, в-третьих, проводятся по определенным программам, вносящим в эту работу необходимую организационную четкость и ответственность.

Существуют консультационные фирмы, специализирующиеся на определенных видах консультационной деятельности, имеющие авторитет и достижения в этой области, располагающие разнообразными методиками. Они проводят исследование на договорной основе и разрабатывают комплекс рекомендаций.

Технологически эта работа включает следующие этапы: при получении заказа специалисты проводят общее знакомство с фирмой, оценивают ее потребности в консультациях, выбирают форму консультационной работы и заключают договор на ее проведение, осуществляют диагностику управления фирмой, разрабатывают рекомендации и консультационные предложения, проводят мониторинг их реализации.

Консультационная фирма в сотрудничестве с заказчиком формирует исследовательскую группу, учитывая характер исследуемых проблем, организацию проведения исследования, объем работ.

Очень часто консультанты выступают в роли экспертов или арбитров. Но главной их задачей является все-таки разработка вариантов совершенствования управления.

Существуют внешние и внутренние консультанты. Нередко в консультационной деятельности возникают потребности, которые нерационально удовлетворять, привлекая внешних консультантов (например, при небольшом объеме исследовательской работы, высокой стоимости услуг внешних консультантов, опасении разглашения информации о состоянии фирмы, недоверии консультационной фирме и пр.). В этих случаях используются внутренние консультанты. Многие фирмы даже организовывают подготовку корпуса таких консультантов.

Внутренними консультантами могут выступать наиболее опытные работники из персонала управления, прошедшие специальную подготовку и способные квалифицированно и профессионально провести диагностику ситуации, а также разработать ценные рекомендации по развитию управления или решению какой-либо проблемы. Как правило, такие консультанты отбираются на конкурсной основе, с использованием тестирования. Они работают либо по заявкам, либо по специальным заданиям. Главными факторами успеха их деятельности являются объективность и профессионализм, опыт и знания, авторитет и независимость.

Практика внутреннего консультирования имеет большое значение при реализации инновационного менеджмента, обучении персонала, распространении позитивного опыта, формировании атмосферы поиска новых подходов к управлению и форм его организации.

Существуют различные виды консультационно-исследовательской деятельности. Кроме разделения их на внешнее и внутреннее консультирование можно классифицировать их по степени и формам вмешательства в процессы управления (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Виды консультационной деятельности

Можно исследовать управление по поставленной проблеме и, не вмешиваясь в процесс управления, используя только возможности наблюдений, изучая существующие документы, информацию об аналогичных ситуациях в подобных фирмах и условиях. На этой основе разрабатываются рекомендации, которые в дальнейшем предлагаются для практической реализации персоналом управления.

Но можно осуществлять исследование с активным вмешательством в процессы управления: проводить эксперименты, социометрическое обследование, социологический опрос, тестирование и пр., т.е. строить исследование на конструктивном сотрудничестве исследователя и персонала управления. В этом случае исследователь становится как бы руководителем исследовательской группы, в которую входит весь персонал управления. Такое исследование нуждается в специальных и хорошо продуманных организационных формах. Оно имеет, помимо всего прочего, и обучающий эффект.