Внедрение оргпроектов

Реализация оргпроектов является самым ответственным этапом совершенствования аппарата системы управления предприятием. Здесь как бы держат испытания не только работники аппарата управления, но и руководство предприятия, а также заводской отдел управления производством.

Этот важный этап рекомендуется начать специальным совещанием у директора, где заранее распределяются роли и обязанности, формируется комиссия, которая будет возглавлять внедрение мероприятий по системе управления. Желательно, чтобы комиссию возглавлял руководитель предприятия, а его заместителем был начальник управления проектами. Отдельные рабочие группы в комиссии должны соответствовать разделам оргпроекта. В комиссию должны обязательно войти руководители цеховых комиссий, советов по НОТ и управления производством, руководители ключевых функциональных отделов, представители общественных организаций. Первым шагом после совещания должно быть издание приказа по предприятию, где устанавливаются последовательность, сроки внедрения, ответственные лица по отдельным разделам оргпроекта, задания отдельным подразделениям.

Процесс внедрения складывается из нескольких процедур.

1. Научно-техническая пропаганда, информация, повышение квалификации персонала, имеющие целью подготовить коллектив работников управленческого аппарата к восприятию новых систем, технологий, методов и техники управления. В рамках этого этапа проводятся лекции, семинары по вопросам научной организации управления, техническая учеба персонала по освоению новой технологии и техники управления, разъяснительная работа в коллективе, организуются стенды, выставки литературы, показ научно-технических кинофильмов.

2. Инструктаж исполнителей по выполнению тех или иных операций, запроектированных по новой технологии.

3. Консультации для руководителей служб, цехов по новой системе управления.

4. Получение и изготовление необходимого оборудования, материалов, оргоснастки, приспособлений.

5. Ремонтно-строительные, монтажные, пусконаладочные работы, техническая помощь при освоении новой техники и технологии процессов управления[1].

6. Издание (если это необходимо) специальных приказов по предприятию о введении отдельных оргпроектов в действие.

7. Организация соревнования за лучшее внедрение планов НОТ ИТР и служащих и совершенствования системы управления.

8. Разработка поощрительных систем за внедрение оргпроектов.

9. Определение фактической эффективности совершенствования системы управления.

10. Контроль реализации проектов, консультативная помощь при освоении новой системы управления.

Здесь надо иметь в виду, что проекты осуществляются в условиях, исключающих остановку текущей работы. Поэтому может быть три варианта внедрения:

1) единовременный перевод всех подразделений управленческого аппарата на новую систему после проведения всех необходимых подготовительных работ;

2) частичный перевод отдельных подразделений на новую систему в порядке эксперимента. Если он окажется неудачным и не принесет запланированного эффекта, систему дорабатывают, после чего эксперимент продолжается;

3) поэтапное осуществление программы совершенствования в масштабе всей системы управления.

Разумеется, целесообразно провести тщательную подготовительную работу и по возможности осуществить сразу комплекс мероприятий оргпроекта. Если же это не представляется возможным, можно реализовать отдельные разделы проекта, перечисленные ранее. Особое внимание необходимо уделить преодолению так называемого психологического барьера, связанного с нежеланием отдельных работников изменять свои привычки, традиционные методы работы, планировку рабочих помещений (особенно размещение сотрудников в комнатах). Ничто не вызывает такого сопротивления, как ломка установившегося уклада работы специалистов, служащих. Чем "старее" коллектив, чем дольше работают вместе сотрудники в отделах, тем труднее внедрить новые методы, новые системы, отучить их работать "по старинке". Нередко руководители подразделений склонны трактовать попытку изменить существующие системы и методы работы как недоверие к их прежней деятельности. Персонал плохо принимает нововведения, видя в них усложнение своей работы, необходимость изучать и осваивать новую технологию и методы выполнения операции и процедур. При этом очень важно соблюсти бережное отношение к специалистам и служащим, реконструкцию системы управления следует проводить без грубости, без приказного тона, а мягко, но настойчиво, разъясняя людям экономическую пользу и практическую эффективность проводимых мероприятий.