Комитет по правам инвалидов

Комитет по правам инвалидов был учрежден в соответствии со ст. 34 Конвенции о правах инвалидов 2006 г. Он начал функционировать в 2009 г. В соответствии с Конвенцией юрисдикция Комитета распространяется не только на государства, но и на их интеграционные объединения.

Членство и организация работы

Комитет состоит из 18 экспертов, выступающих в личном качестве. Члены Комитета должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетентностью и опытом в области, охватываемой Конвенцией.

Избираются члены Комитета тайным голосованием из списка кандидатов, выдвинутых государствами-участниками из числа своих граждан, на заседаниях Конференции государств-участников. При этом уделяется внимание справедливому географическому распределению, представительству различных форм цивилизации и основных правовых систем, сбалансированной представленности полов и участию экспертов-инвалидов. Эксперты имеют право на переизбрание, но только один раз. В случае появления непредвиденной вакансии государство-участник, выдвинувшее кандидатуру оставившего пост эксперта, на оставшийся срок полномочий назначает другого эксперта.

Комитет проводит в Женеве две сессии в год длительностью одна рабочая неделя каждая. По состоянию на конец 2011 г. прошло 6 сессий. Раз в два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее и ЭКОСОС доклад о своей деятельности.

Комитет устанавливает собственные правила процедуры и избирает должностных лиц - председателя, трех его заместителей и докладчика.

Необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с Конвенцией предоставляются Генеральным секретарем ООН.

Основной обязанностью Комитета является рассмотрение периодических, который государства-участники представляют первый раз в течение двух лет после вступления Конвенции для них в силу, а затем - не реже чем раз в четыре года, а также тогда, когда просит Комитет.

Процедура рассмотрения доклада включает в себя этапы, характерные для других договорных органов: анализ доклада, направление предварительного списка вопросов, получение ответов, собственно рассмотрение в ходе интерактивного диалога с представителями заинтересованного государства. По итогам рассмотрения Комитет составляет заключительные замечания, в которых выносит предложения и общие рекомендации, представляющиеся ему уместными, и направляет их подотчетному государству. Комитет может также запрашивать у стран-участниц дополнительную информацию, имеющую отношение к осуществлению положений Конвенции.

В отличие от других универсальных международных договоров по правам человека в Конвенции непосредственно предусмотрены полномочия Комитета рассматривать выполнение государством своих обязательств в отсутствие доклада на основе имеющейся информации.

Комитет также наделен правом направлять доклады государств-участников специализированным учреждениям, фондам и программам Организации Объединенных Наций, а также другим компетентным органам, чтобы те обратили внимание на просьбы о технической консультации или помощи либо на указание о необходимости таковых.

В Конвенции подробно регламентированы взаимоотношения Комитета с другими универсальными правозащитными органами. Специализированные учреждения и другие органы ООН имеют право быть представленными при рассмотрении вопроса об осуществлении положений Конвенции, которые подпадают под их мандат. Когда Комитет считает это уместным, он может предложить дать экспертное заключение относительно осуществления Конвенции или представить доклады о ее имплементации в областях, относящихся к сфере их деятельности.

При выполнении своего мандата Комитет консультируется по мере необходимости с другими договорными органами на предмет того, чтобы обеспечивать согласованность в руководящих принципах представления докладов, предложениях и общих рекомендациях, а также избегать дублирования и параллелизма при осуществлении конвенционными механизмами своих функций.

Комитет не принимает и не рассматривает жалоб, государств-участников на нарушение положений Конвенции другими государствами-участниками.

Согласно Факультативному протоколу к Конвенции Комитет уполномочен принимать и рассматривать сообщения отдельных лиц или групп лиц, находящихся под юрисдикцией государства - участника Конвенции, которые заявляют, что являются жертвами нарушения этим государством-участником положений Конвенции. Рассматриваются также сообщения от имени данных лиц или групп лиц.

Сообщение признается неприемлемым, если оно анонимно, необоснованно, недостаточно аргументировано, несовместимо с положениями Конвенции, не исчерпаны все средства правовой защиты (за исключением случаев, когда их применение неоправданно затягивается или вряд ли принесет действенный эффект) или же представляет собой злоупотребление нравом петиции. Кроме того, сообщение должно касаться событий, произошедших после вступления в силу Протокола для государства-участника, а затронутый вопрос не должен быть рассмотрен или рассматриваться в рамках другой процедуры международного разбирательства или урегулирования.

В случае признания приемлемости сообщения Комитет доводит его до сведения государства-участника и запрашивает информацию по сути вопроса. В любой момент между получением сообщения и вынесением определения по существу Комитет может направить соответствующему государству-участнику для безотлагательного рассмотрения просьбу о принятии им временных мер, необходимых для избежания причинения возможного непоправимого вреда жертвам предполагаемого нарушения.

Сообщения рассматриваются на закрытых заседаниях. После их изучения Комитет направляет свои предложения и рекомендации (если таковые имеются) заинтересованному государству и заявителю.

Факультативный протокол также предусматривает процедуру конфиденциального расследования. Если Комитет получает достоверные сведения, указывающие на серьезные или систематические нарушения государством-участником прав, закрепленных в Конвенции, он предлагает этому государству представить замечания по данному вопросу. По изучении этих замечаний и другой имеющейся достоверной информации Комитет может поручить одному или нескольким своим членам провести расследование и срочно представить доклад. С согласия государства-участника расследование может включать посещение его территории.

После изучения результатов такого расследования Комитет препровождает их результаты заинтересованному государству вместе со своими комментариями и рекомендациями. В течение шести месяцев с этого момента государство представляет Комитету свои замечания.

В качестве последующих мер Комитет может рекомендовать государству включить информацию о мерах, принятых в соответствии с полученными рекомендациями, в очередной периодический доклад или предложить направить ее отдельно.

Любое государство может заявить при ратификации Протокола о том, что не признает данную компетенцию Комитета.

Одной из форм выражения Комитетом своего мнения являются заявления по актуальным проблемам международной повестки дня, имеющим отношение к соблюдению прав инвалидов. Кроме того. Комитет проводит однодневные общие дискуссии в целях обсуждения применения отдельных положений Конвенции.

По состоянию на 2011 г. Комитет не издал ни одного замечания общего порядка.