Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин был учрежден в 1981 г. на основании положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Членство и организация работы

Комитет состоит из 23 экспертов. В момент вступления Конвенции в силу экспертов было 18; затем, после ее ратификации 35 государствами, их число было увеличено.

Члены Комитета избираются государствами - участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве. При этом учитывается справедливое географическое распределение и представительство различных форм цивилизации, а также основных правовых систем. Они должны обладать высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области, охватываемой Конвенцией. Каждое государство имеет право выдвинуть не более одного кандидата.

Избрание осуществляется на четырехлетний срок прямым тайным голосованием на заседании государств - участников Конвенции, которое регулярно проводится в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Члены Комитета имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Каждые два года избирается 12 и экспертов соответственно. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.

Интересный факт: из более сотни экспертов, работавших в Комитете в разное время, лишь четверо были мужчинами.

Комитет устанавливает собственные правила процедуры и избирает своих должностных лиц - председателя, трех заместителей и докладчика - на двухлетний срок. Должностные лица могут переизбираться при условии соблюдения принципа ротации.

Хотя Конвенция не ограничивает Комитет в выборе места проведения сессий, все они проходят в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. С начала работы в 1981 г. до конца 2011 г. Комитет провел 50 сессий. С учетом постепенного роста числа участников Конвенции количество и продолжительность сессий увеличились за это время с одной двухнедельной до трех трехнедельных в год.

Согласно Конвенции Генеральный секретарь ООН предоставляет необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления функций Комитета. Первоначально деятельность Комитета обеспечивал Отдел по улучшению положения женщин, затем - Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

Комитет ежегодно представляет Генеральной Ассамблее ООН через ЭКОСОС доклад о своей деятельности. Доклады препровождаются Комиссии по положению женщин для информации.

Главной обязанностью Комитета является рассмотрение докладов государств - участников Конвенции о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения ее положений, и о прогрессе, достигнутом в этой связи. В докладах могут указываться факторы и трудности, влияющие на степень выполнения государствами своих обязательств по Конвенции.

В первый раз государство - участник Конвенции представляет доклад в течение одного года со дня ее вступления в силу для него; после этого, как правило, раз в четыре года. Комитет может запросить доклад и в другие сроки.

По каждому государству, доклад которого намечено рассмотреть на одной из будущих сессий. Комитет назначает докладчика. Докладчик готовит предварительный перечень тем и вопросов к государству-участнику, принимая во внимание полноту направленной информации, изменения в ситуации в государстве за период с момента представления доклада и т.д. Помимо этого, принимается во внимание информация от специализированных учреждений ООН, ее органов, фондов и программ, а также неправительственных организаций и национальных правозащитных учреждений.

Список тем и вопросов затем утверждается предсессионной рабочей группой, в которую обычно входят пять экспертов Комитета, и препровождается заинтересованному государству. Доклад, дополнительные вопросы, ответы государства на них и информация из альтернативных источников публикуются на веб-сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

Само рассмотрение доклада и ответов на дополнительные вопросы проводится в ходе официальных заседаний Комитета посредством интерактивного диалога. На данном этапе Комитет не рассматривает доклады в отсутствие представителей государства-участника. В исключительных случаях и при условии представленности государства-участника оценка выполнения последним своих обязательств по Конвенции может быть проведена и без доклада.

По итогам рассмотрения докладов Комитет на закрытых заседаниях готовит заключительные замечания. Первоначальный их проект составляется докладчиком с помощью Секретариата. Помимо субстантивных рекомендаций по выполнению положений Конвенции заключительные замечания содержат информацию о сроках представления следующих докладов. После утверждения Комитетом заключительные замечания препровождаются заинтересованному государству.

В 2008 г. Комитет внедрил процедуру контроля за исполнением отдельных рекомендаций. В заключительные замечания включается просьба к государству представить информацию об их имплементации в течение двух лет.

Комитет может предложить специализированным учреждениям ООН представить доклады об осуществлении Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности. Кроме того, специализированные учреждения имеют право быть представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении положений Конвенции, относящихся к их компетенции.

В соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции, вступившим в силу 22 декабря 2000 г.. Комитет уполномочен принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц или групп лиц от их имени с утверждениями, что они являются жертвами нарушения государством - участником Протокола, под юрисдикцию которого они подпадают, какого-либо из прав, изложенных в Конвенции. После установления приемлемости сообщений Комитет рассматривает их на закрытых заседаниях и препровождает свои мнения и рекомендации заинтересованным сторонам. Комитет также может предложить государствам - участникам Протокола представить информацию об исполнении рекомендаций в рамках периодической отчетности по осуществлению обязательств по Конвенции.

Факультативный протокол устанавливает конфиденциальную процедуру расследования сообщений о серьезных и систематических нарушениях изложенных в Конвенции прав. Если Комитет получает достоверную информацию, свидетельствующую о таких нарушениях, он с учетом предварительных замечаний государства-участника может назначить одного или нескольких своих членов для проведения расследования. С согласия государства-участника расследование может включать посещение его территории.

Изучив результаты расследования, Комитет препровождает их заинтересованному государству - участнику Протокола вместе с замечаниями и рекомендациями. В течение шести месяцев с момента получения этой информации государство обязано направить свои комментарии. Комитет может также запросить дальнейшую информацию по исполнению рекомендаций в рамках периодической отчетности или отдельно.

Государство - участник Протокола может до вступления такового для него в силу заявить о непризнании процедуры расследования. Заявление может быть отозвано в любой момент.

Важным направлением работы Комитета является подготовка общих рекомендаций. Они касаются толкований отдельных положений Конвенции, тематических вопросов (например, насилия в отношении женщин или защиты прав пожилых женщин), организационно-процедурных моментов и др. По состоянию на 2011 г. Комитет принял 28 общих рекомендаций.

В практику Комитета входит и принятие заявлений, выражающих позицию в связи с важными международными событиями и проблемами, влияющими на осуществление положений

Конвенции. Спектр вопросов, по которым принимались подобные заявления, весьма широк - оговорки к Конвенции, положение женщин в Ираке, десятилетняя годовщина обзора и оценки хода осуществления Пекинской декларации и Платформы действий, международный финансовый кризис и т.д.